x

Узнавай горячие новости первым!

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, чтобы первым
узнавать новости Реального ЖКХ.

Нажмите "Подписаться на новости", чтобы читать нас Вконтакте

Я уже подписался, спасибо!

Создать свой блог Создайте собственный блог и расскажите другим
пользователям о ЖКХ вокруг вас.
  • Архив

    «   Июнь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 

Законом по голове. Областные законодатели хотят узаконить муниципальный прессинг в отношении управляющих компаний.

481715dacda288f54bb7a696829f547c.jpg


В середине июня в Вологодской области появился проект закона о передаче полномочий государственного жилищного надзора на уровень муниципалитетов.
В соавторах закона, как можно понять из информационных сообщений, комитет Законодательного Собрания по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека, а также администрация города Череповца, которая, судя по всему, выступила ещё и инициатором проекта.

«Мало, мало, мало огня…»
Итак, законопроект предусматривает наделение служб муниципального жилищного контроля полномочиями по проведению проверок управляющих компаний и ТСЖ. Такое право у региональных законодателей появилось с 2014 года. По словам председателя комитета Ларисы Кожевиной, Госжилинспекция не справляется с потоком жалоб на различные нарушения в сфере ЖКХ, зачастую эти нарушения остаются безнаказанными.
Формально аргументация железная, к которой, вроде бы не подкопаешься. Тем более, что она освящена самой высокой санкцией - президент РФ Владимир Путин в ходе последней прямой линии с народом Российской Федерации заявил о необходимости контроля за качеством работы управляющих компаний, как на муниципальном, так и на федеральном уровне.
На самом деле Путин сказал следующее:
«У нас несколько лет назад было принято решение о лицензировании этих компаний, я сам принимал это решение. Но проблема в том, что эти компании должны были к конкретному сроку все лицензироваться, а реально смогли это сделать только 13%. Оказалось, что эти правящие компании не готовы к тому, чтобы должным образом организовать эту работу. И первое, что нужно сделать, — добиться того, чтобы уровень их качества работа отвечал предъявляемым требованиям. Это нужно добиваться настойчиво. Это касается регионального уровня власти, муниципального и с федерального надо за этим внимательно следить». Как говорится, «конец цитаты».
В череповецком случае проблем с лицензированием у УК нет. Зато есть проблемы с неусыпным контролем со стороны муниципального контроля (простите за тавтологию), контролем мелочным, назойливым. Как правило, оборачивающимся многотысячными штрафами, накладываемыми на УК.
Складывается такое впечатление, что муниципалитет такой политикой в отношении управляющих компаний хочет добиться двух основных целей: сделать из управдомов постоянную «дойную корову», исправно пополняющую тощающий городской бюджет, и сделать их покорными своей «державной» воле.

Тенденция, однако
Что же касается многочисленных «жалоб» граждан, с которыми якобы не справляются государственные жилинспекторы, то, как показывает практика, серьёзных среди них не так много. В основном, это обращения людей, которым лень дойти до своего управдома или любителей сразу писать в самые высокие инстанции по любому поводу, словом, тех, кто привык, чтобы всё решали за них. И такие настроения поощряются муниципалитетом, в том числе, через структуры, которые по замыслу должны, казалось бы, поощрять инициативу, расторопность собственников жилья в решении проблем. На самом же деле чаще поощряется агрессивная склочность, учат не тому, как справиться с общей бедой, а, как правильней на неё пожаловаться.
Кстати, авторы сюжета на муниципальном интернет-ТВ, посвященного проекту «Народный контроль», сами и показали, как рождаются такого рода жалобы:

Видео: 10 тысяч заявок в «Народном контроле»

Такого рода инсценировки не редкость и в реальной жизни. Управляющие компании сталкиваются и с такими случаями, когда жалобы сочиняют сами сотрудники муниципального контроля, сами же их и проверяют.
Вообще, слово «контроль» стало в последнее время чрезвычайно популярным во всех сферах российской жизни, не только в ЖКХ. В применении к общественным отношениям контроль, как симулякр, суррогат реального позитивного действия, очень часто заменяет другие важные слова. Например, «созидание». Объединяться, для того, чтобы создать что-то новое, новую общность, ценность и т.п., сложно. Контролировать – гораздо проще: нужно просто смотреть, фиксировать и докладывать. И не нужно ни за что нести ответственность, даже за свои слова.
Бороться с такой тенденцией очень сложно. Но всё ещё можно, используя норму закона. Это наглядно продемонстрировала управляющая компания «Олимп», которая оспорила правомочность проверок муниципального контроля и санкций по ним в отношении УК в Судебной коллегии Верховного суда РФ.

«А ваша компания, как называется?»
Высшая судебная инстанция однозначно определила: действие муниципальных контролёров незаконны, они вышли за пределы своих полномочий. По тем же основаниям, признанным теперь незаконными высшей судебной инстанцией страны, подлежат отмене все аналогичные санкции, применённые этой муниципальной структурой к другим управляющим компаниям города.
Но, на практике решение исполняется только в отношении системы УК «Олимп», на вопросы других УК, почему, мол, вы нас продолжаете проверять и штрафовать, даётся ответ, похожий на издевательство: «А разве ваша компания называется «Олимп»?».
«Наши оппоненты ссылались на содержащуюся в законе возможность наделения муниципального контроля функциями, позволяющими контролировать ему ещё и управляющие компании, — рассказывал Самолёту в апреле руководитель правового отдела системы УК «Олимп» Егор Сысоев. — Но, такая возможность должна быть реализована соответствующим нормативно-правовым актом. В конкретном случае этого сделано не было».
Теперь будет – при поддержке областных народных избранников, которые, похоже, тоже решили набрать очков на травле предпринимателей, занимающихся управлением жилой недвижимостью.
«Законом мы хотим передать часть полномочий от ГЖИ администрации Вологды и мэрии Череповца. Соответствующие отделы жилищного контроля за содержанием муниципального жилья у них уже созданы, уровень квалификации муниципальных кадров соответствует предъявляемым требованиям, и от нас требуется расширить зону их надзора, — рассказала депутат Кожевина. — Это позволит оперативнее реагировать на заявления граждан о некачественных жилищных услугах и привлекать управляющие компании, систематически не исполняющие требования по управлению домами, к ответственности. Мы планируем наделить сотрудников муниципалитетов правом составлять протоколы об административных правонарушениях».
Вологда помянута в этой тираде скорей для «галочки», в областном центре особых проблем во взаимоотношениях УК и городской власти никогда не было. А вот, что касается Череповца, то да, теперь общими усилиями депутаты выстрогают для мэрии города хорошую «дубину», которой сподручно будет бить по голове руководителей управляющих компаний, не желающих брать под козырёк при первом окрике муниципального начальства.

«Шумим, братец, шумим»
А пошуметь на коммунальную тему в городе металлургов любят. С шума начали встречу с управляющими компаниями общественной организации «РУК» в Череповце заместитель мэра города Маргарита Полунина и начальник департамента Череповца города Александр Николаев.
Сразу оговоримся, что рассказываем об этом со слов участников совещания, потому что корреспондента Самолёта на него не пустили, под предлогом того, что в кабинете у господина Николаева «мало стульев».
Впрочем, Маргарита Викторовна выразила недовольство ещё тем, что и представителей управляющих компаний пришло «слишком много», мол, достаточно было бы одного представителя, которые бы потом «рассказали бы всё остальным».
Для начала управдомы, которые пришли к муниципальному начальству (которое на самом деле им не начальство) вежливо попросить его «поумерить пыл» в давлении на бизнес, узнали, что их ославят на весь город неким «антирейтингом» УК, который, якобы, уже составлен, что они все по-прежнему должники за коммунальные ресурсы (притом, что официально город перешёл на прямые расчёты населения с РСО!) и должны входить в кабинет начальника ДЖКХ сразу с графиками погашения долгов, что, наконец, они «годами ничего не делали» на своих домах, поэтому не имеют права предъявлять претензии муниципальному контролю.
И только, «выпустив пар» представители мэрии оказались готовы хоть к какому-то диалогу.
По словам руководителя группы УК «Жилремстрой» Галины Мавриной, она и её коллеги меньше всего хотели бы вести какие-то споры с муниципалитетом – времени на это у управдомов нет: лето на дворе, нужно готовить фонд к зиме, заниматься домами. Просьба к городской власти одна: предъявлять обоснованные требования и ставить разумные сроки. В частности, по ремонтам подъездов.
К свидетельствует директор Системы УК «Олимп» Сергей Васюнов, просьба УК встретила определённое понимание со стороны мэрии – её представители обещали рассмотреть возможность переноса сроков.
«Исчерпан ли вопрос? Сложно сказать. Сколько раз мы вот так собирались, слушали правильные слова, договаривались, а потом всё возвращалось к началу, - говорит Васюнов. – Для нас в приоритете интересы собственников МКД, которые они обозначили в договоре управления. По тем же подъездам – если есть деньги и решение собственников, мы делаем ремонты в первую очередь, нет – занимаемся тем, что важней в данный момент».
Сергей Васюнов, скорее всего, прав в том, что единственная «защита и опора» управляющих организаций – это собственники МКД, заключившие с ними договор. Это их право вето на санкции власти, позволяющее «спасти» свою управляющую компанию прямо записано, кстати, в законе о лицензировании УК. Поэтому договариваться нужно в первую очередь не с властью, а с собственниками…

Читать подробнее...

Только бы не перестараться...

fe580c1c562e14c6d4aa73549a0883b8.jpg


Капремонты череповецких дворов: в приоритете проезды к социальным объектам и поддержка бизнеса муниципальных компаний

Накануне стало известно, что местным «единороссам» удалось распределить 110 млн руб., выделенные под проект «Единой России» «Комфортная городская среда» на максимально возможное число домов. До конца 2017 года в Череповце отремонтируют 63 городских двора. В особенностях их отбора разбиралась корреспондент Самолёта.
Ещё в прошлую пятницу в программу был включён только 51 городской адрес. Но, по словам председателя Гордумы Череповца (она же по совместительству – секретарь городского отделения «ЕР») Маргариты Гусевой, за счёт экономии на других проектах, которые были урезаны в большей или меньшей степени, членам комиссии удалось «выкроить» 16 млн руб. для того, чтобы добавить в программу ещё 12 объектов.
Вчера в мэрии города общественности был представлен окончательный список.
Как было отмечено на презентации, общественная комиссия осмотрела 177 череповецких дворов и оценила каждый на соответствие девяти критериям. Учитывались возраст дома, давность ремонта, техническое состояние двора, долги жильцов по платежам за услуги ЖКХ, наличие проекта и сметы ремонта, «трудовое участие» (?) собственников, обеспечение доступности для маломобильных групп населения, возможность ремонта дворовой территории сразу для нескольких МКД.
Но, как следует даже из беглого анализа окончательного списка адресов, решение принималось на основании двух других – важнейших – критериев.
Первый обозначила сама Маргарита Гусева:
- В приоритете были дворы, через которые ездят к социальным объектам. Из 63 дворов через 48 проезжает каждый день транспорт к детским садам, школам.
О втором не сказал никто. Но он был понятен всем, кто дал себе труд посмотреть на «подведомственность» отобранных дворов.
Итак, внимание. На почётном первом месте с 23 домами-дворами – две муниципальных управляющих компании: МУП «Теплоэнергия» (12 МКД) и МУП «Водоканал» (11), которые вместе отхватили кусок финансового «пирога» программы «ЕР» в 36,5%. Это почти столько же, сколько приходится на 14 (!) частных УК, которые сумели продвинуть в программу всего 26 домов.
Особенно отличилась здесь группа «Жилремстрой» - 9 адресов. Но какой ценой!
- Мы подготовили все документы: проекты, согласования и прочее. Мои люди по 12 часов в сутки работали, зато все успели, - заявила Самолёту гендиректор Галина Маврина.
А вот представитель Системы УК «Олимп», в управлении которой находится 221 МКД города (почти в 2 раза больше, чем у каждого МУП в отдельности), Сергей Васюнов итогами отбора недоволен:
- У нас в программу только один двор попал, а было заявлено 36. И то, думаю, только потому, что там народ открыто возмущался. Я не понял, почему так получилось? Почему в состав комиссии вошли председатели ТОСов, общественники, депутаты, но там не оказалось ни одного руководителя УК? Случайно ли это? Интересно, как это сказалось на результатах отбора: у МУПов, что, дворы настолько хуже, чем у частных УК? Я вот теперь хочу проехать, сфотографировать их и сравнить со своими дворами.
То, что муниципальные дворы «хуже» частных, может подтвердить директор УК «Новый формат» Ольга Ерохина, у которой в эту программу попал только один дом. Два года назад СамолётЪ-ТВ рассказывал о том, какое давление руководство муниципалитета оказывало на «Новый формат» с тем, чтобы компания сделала ремонт проезда во дворе дома по ул. Ленина, 90. Причём в срочном порядке, невзирая на очевидную потерю качества из-за спешки. А соседний двор – Ленина, 88, управляемый МУП «Водоканал», оставался в совершенно девственной разрухе, на которую контролирующие органы не обращали никакого внимания. А жители дома в неофициальных беседах рассказывали, что, мол, им в УК сказали подождать: «потерпите - выделят деньги из бюджета и всё сделают – вам платить не придётся». И ведь так и вышло. Какие всё-таки прозорливые специалисты работают в руководстве МУПа – диву даёшься!
Хотя, чему тут удивляться? Логика у проекта –политическая. Поэтому ей и нужно следовать, анализируя приоритеты. Муниципалитету, думаем, нужно поддерживать свои муниципальные предприятия, доказывая, что и они что-то могут. К тому же «ЕР» предлагает партийные деньги, которые партийным чиновникам грех не подобрать. И последний резон: поддерживая предприятия, принадлежащие власти, власть поддерживает свой авторитет – важнейшее дело накануне «судьбоносных» выборов, которые пройдут в следующем году.
Вот только не перестараться бы…
Жители домов, попавших в программу – очень рады. И понять их можно, когда слышишь такие вот рассказы: «У нас вообще асфальта нет, во дворе одна земля, и мы надеваем резиновые сапоги».
Остальным (это минимум 114 домов, оставшимся «за бортом» партийной программы) остаётся надеяться на обещания отремонтировать их дворы «в течение пяти лет».
«Задача города — до 1 ноября сформировать программу по ремонту дворов на 2018—2022 годы, чтобы все дворы, которые представили заявки, но не набрали баллов, включить в программу. Тогда при формировании бюджета мы будем понимать, какие дворы надо ремонтировать», — отметила на встрече заместитель мэра Череповца Елена Авдеева.
За программу 2018 года, наверное, можно не волноваться. А вот, что будет дальше – думаем, не знает никто. И, в первую очередь Елена Авдеева – одно дело «понимать, что надо ремонтировать», другое – это сделать.

Читать подробнее...

Рекомендованы убытки. Депутаты и чиновники настоятельно рекомендуют управдомам не обращать внимание на Жилищный кодекс

Следование рекомендациям ЗСО и Государственной жилищной инспекции могут загнать управляющие компании в убытки.

С конца прошлого года тема так называемых расходов наобщедомовые нужды (ОДН), как говорится, «у всех на устах».

На очередной, уже привычной для сферы ЖКХ популистской волне, так сказать, «по заявкам телезрителей», были приняты поправки в законодательство, которые отменили прежний порядок расчёта ОДН как разницу между показаниями общедомового и индивидуальных приборов учёта и установили норматив. Все затраты ресурсов, которые его превышают, должны ложиться на убытки управляющей компании.
Не успели депутаты и чиновники рассказать всем о своей очередной победе, как к ним опять с жалобами потянулись приученные к этому граждане.
Как точно заметил председатель Законодательного Собрания Вологодской области Андрей Луценко, одна «задача была решена, но возник ряд других проблем».
Чем же недовольны жители? По определению председателя комитета ЗСО по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Ларисы Кожевиной, тем, что «собственникам платежи начисляются исходя из одинакового для всех норматива без учёта показаний приборов».
То есть по показаниям приборов считать плохо, но по нормативу – тоже плохо. Получается замкнутый круг, выйти из которого можно только с помощью очередного изменения закона.
Такую «соломонову» норму уже подготовили (и даже приняли в первом чтении) депутаты Госдумы. Суть законопроекта в ужесточении нормы, регулирующей начисление платы за общедомовые нужды. В соответствии с проектом закона, потребление коммунальных ресурсов для содержания подъездов ограничено нормативом, но при установке счетчиков плата рассчитывается на основе реальных показаний. Превышение норматива возможно только при принятии такого решения на общем собрании собственников, передает RNS со ссылкой на пресс-службу Минстроя.
А пока норма не принята окончательно и тем более не вступила в силу, депутаты и Минстрой начали выпускать рекомендации для УК фактически не обращать внимание на действующий ЖК, где новой нормы ещё нет, а руководствоваться письмом Министерства строительства и ЖКХ, где такоеруководство к действию есть.
СамолётЪ поинтересовался у представителей крупных УК Череповца тем, что они думают о сложившейся ситуации и, как собираются реагировать на письма Минстроя и ГЖИ?
- Мы прочитали письма, комментарии о том, что УК должны брать все на себя, - ответил на вопрос портала директор Системы УК «Олимп» Сергей Васюнов. -

Но все-таки, нужно руководствоваться законом и разъяснениями к нему – то и другое, к счастью, существует.
Поэтому мы будем придерживаться действующей схемы начисления. У собственников есть право на общем собрании принимать иные решения о начислении ОДН.
Коллега Сергея Васюнова, гендиректор ГК «Жилремстрой» Галина Маврина заявила Самолёту, что группа компаний не готова полностью брать на себя затраты по эксплуатации домов – это слишком затратно:
- Норматив – это годовое потребление того же электричества. Летом, когда у нас светло – потребление электричества минимальное. С августа начинается совсем другое потребление. То же самое по воде. Сегодня одно потребление, летом другое – промывка систем. Когда у нас по 3-4 часа моют системы отопления, это тоже учитывается в нормативе как среднегодовое потребление. Но мы готовы идти навстречу собственникам. К примеру, с января по декабрь мы ведем статистику (у нас еще нормативы будут летом другие, но, тем не менее, картина будет понятна): если на доме будет экономия, мы эти деньги направим либо на текущий ремонт, либо на возврат жителям через начисления. Но полностью брать на убытки, извините, мы не можем. Это расходы дома, а не мои расходы. У нас один закон федеральный, а все остальные письма носят рекомендательный характер.

Думаю, сказывается то, что просто впереди выборы. Вот и депутаты наши - сначала делают, а потом уже думают. А как будет жить УК, никого не интересует. Типичный ответ на наши вопросы: «Это ваши убытки и ваши предпринимательские риски». Что сказать - молодцы!

Читать подробнее...

Фонд нуждается в капитальном ремонте. 2017 год начался со скандалов вокруг деятельности регионального оператора капитальных ремонтов

Последним из них стала заочная, но публичная перепалка между заместителем губернатора Виталием Тушиновым и заместителем мэра Череповца Александром Сергушевым.

«Подлог данных»
О том, что в регионе не всё, мягко говоря, ладно с реализацией программы капитальных ремонтов, особенно в той её части, что полностью отдана на откуп региональному Фонду капремонтов (так называемый «общий котёл»), было известно давно. Так в прошлом году в массовом порядке приостанавливались и переносились на 2017 год отдельные виды работ и комплексные ремонты череповецких и вологодских домов.
В качестве основной причины публично называлась «недобросовестность подрядчиков», не сумевших вовремя заказать материалы, оборудование, договориться о допуске на объект с жителями МКД.
Но в кулуарах глухо проговаривалось, что не всё в порядке с организацией и у самого регионального оператора.
Впрочем, всё это не помешало региону по итогам 2016 года отчитаться перед профильным министерством строительства и ЖКХ о том, что Вологодская область находится на втором месте в СЗФО по результатам исполнения областной программы капитального ремонта жилья. Согласно отчёту, представленному губернатору руководителем «Фонда капитального ремонта МКД» Игорем Михельсоном, в 2016 году было отремонтировано 93% от запланированного количества многоквартирных домов.
И в начале февраля разразился первый скандал - на селекторном совещании заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис заявил, что, по имеющимся в министерстве данным, Вологодская область, которая, отчитавшись за полный объем работ, не выполнила план на 47%.
«Это не просто ситуация с невыполнением. Мы это расцениваем как подлог данных», — заявил Чибис.
Реакция областного правительства последовала незамедлительно. Со специальным заявлением выступил профильный замгубернатораВиталий Тушинов: по его словам, в министерство были переданы верные данные, а цифры, озвученные замминистра, взялись неизвестно откуда. Источник происхождения информации, которая легла в основу заявления заместителя министра строительства Андрея Чибиса, по словам Тушинова, установить не удалось.
Но он все-такинашёлся через месяц: в начале марта в результате специальной проверки, проведенной правительством Вологодской области, обнаружилось, что источником дезинформации, отправленной в министерство, стала «элементарная безалаберность при подготовке документов со стороны исполнителей департамента строительства и Фонда капитального ремонта».

Мухи и слон
Ситуацией с капремонтами заинтересовалась областная прокуратура. В ходе прокурорской проверки были выявлены грубые нарушения при реализации программы капремонтов в части замены лифтов в череповецких домах.
В 16 из 19 домов, где работы по замене лифтов должны были завершиться в 2016 году, лифты не приняты в работу до сих пор.
«Сложившаяся ситуация стала возможной вследствие несвоевременного заключения подрядной организацией договора на поставку лифтового оборудования, а также отсутствия надлежащего контроля за ходом работ со стороны должностных лиц Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области, что привело к существенному нарушению жилищных прав граждан», — так обозначил позицию своего ведомства старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ Максим Пегов.
В адрес руководителей ООО «Череповецлифтсервис» и Фонда капитального ремонта многоквартирных домов прокуратурой внесены представления с требованием устранить нарушение закона.
Для «разбора полётов» с подрядчиками на месте в Череповец приезжал Виталий Тушинов.
А депутаты Гордумы пригласили на разговор руководителя Фонда капремонта Игоря Михельсона. Эта встреча, которая транслировалась вживую по интернет-каналам, произвела на непредвзятого наблюдателя удручающее впечатление.
Ответы Игоря Михельсона на многочисленные вопросы о проблемах, с которыми собственники жилья во время ремонтов столкнулись в 2016 году в Череповце, не отличались оригинальностью: глава Фонда объяснял всё несогласованностью действий жильцов, управляющих компаний и администрации города.
Из 139 череповецких домов подрядчики Фонда капремонта не успели завершить работы в 40.
«Очень много сказано о несогласованности. А какова в этом процессе роль сотрудников фонда? Ясно, что подрядная организация не выполнила то, что нужно. Прокуратура проводила проверку, одна из претензий — неисполнение в полной мере должностных обязанностей тех, кто сопровождает контракт. Было ли проведено внутреннее служебное расследование?» — задал вопрос депутат Сергей Орлов.
«Это обычная непростая ситуация. Делаем из мухи слона! Подрядчиков выбирали на конкурсной основе. Взялся — и не выполнил работы. Мы проводили сопровождение, но мы не отвечаем за поставку оборудования. Мы подрядчика штрафовали, санкций на восемь миллионов рублей. Нам что, нужно подпинывать подрядчика, по голове бить?! По Череповцу и Вологде контракты были заключены одновременно. В Вологде работы выполнены, в Череповце — нет», —парировал Игорь Михельсон.
В конце встречи мэр города Юрий Кузин предложил депутатам вариант решения проблемы капремонтов - отправить в Фонд капремонта письмо с анализом его, Фонда, работы с указанием всех нарушений.
«Фонд в ответ укажет, как устранить нарушения. Нужно определить зоны ответственности муниципалитета, УК, а также зафиксировать, как сам фонд должен улучшить работу в 2017 году», - пояснил главный городской руководитель.

«Странно слышать»
Косвенным, но, как кажется, вполне закономерным ответом на эту инициативу стала жесткая критика, которой подверг работу руководстваЧереповца всё тот же Виталий Тушинов.
Подводя предварительные итоги работы Фонда капитального ремонта за прошедшие три года, Виталий Тушинов отметил негативную ситуацию с реализацией программы капитального ремонта 2017 года, связанную с «беспрецедентным невыполнением органами местного самоуправления своих обязанностей».
Больше всего критики досталось Череповцу, где, по словам Тушинова, краткосрочный план ремонтов этого года пришлось перекраивать больше чем на половину. Из 58 домов, которые были исключены из программы, 30 находятся именно в Череповце.
Напомнив, что местному самоуправлению придётся отвечать перед жителями за результаты капитальных ремонтов, замгубернатора пообещал руководителям муниципалитетов жёсткие «кадровые решения».
Почему такого обещания не прозвучало в адрес руководства Фонда капремонтов? Мы не знаем. И сами удивлены устойчивостью нашего регионального оператора, остающегося непоколебимым при том, что в области меняются руководители профильного департамента и даже заместители губернатора, курирующие сферу ЖКХ.
Ответ из Череповца последовал оперативно. Пресс-служба мэрии распространила специальный релиз с комментарием первого заместителя мэра городаЧереповца Александра Сергушева.
«Странно слышать обвинения в адрес мэрии Череповца, - цитата Александра Сергушова из пресс-релиза, - зная, что контракты на выполнение работ заключались между Фондом капремонтов и подрядной организацией. Мэрия города Череповца неоднократно, начиная с 2016 года, обращалась в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области с сообщениями о нарушении подрядной организацией сроков окончания работ, а также с просьбой предоставить информацию о наличии принятых региональным оператором решений об изменении сроков выполнения работ. Ни на одно обращение департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии Череповца конкретного ответа от регионального оператора не получено… Считаю, что основные причины (нарушений в ходе ремонтов, С.А.) скрыты в организации работ по выполнению плана капитального ремонта на 2016 г. самим региональным оператором и выбранными ими же подрядчиками… Складывается впечатление, что Правительство области кто-то вводит в заблуждение, предоставляя недостоверную информацию, тем самым пытаясь оправдать провалы в собственной работе».
В качестве дополнительного доказательства своей правоты руководство муниципалитета приводит примеры нарушений в организации работ по реализации плана капитального ремонта самим региональным оператором: фонд нарушает сроки предоставления собственникам жилья предложений по ремонту их домов и не согласовывает с органами местного самоуправления, управляющими организациями и собственниками проектно-сметную документацию.
Иными словами, муниципалитет прямо указал пальцем на главного виновника неразберихи с капремонтами, которая ведёт к срывам ежегодных программ, превращая их в хроническую для региона проблему. Интересно, что такой жесткий ответ направлен в адрес региональной власти от имени первого заместителя мэра, но не самого руководителя города.
В этом просматривается известная предосторожность со стороны мэра: очевидно, он не желает портить отношения с областной властью и рассматривает выпад Виталия Тушинова пока лишь как досадное недоразумение, спровоцированное руководством Фонда капитальных ремонтов.

Но, может быть, он и ошибается. Во всяком случае на момент подготовки этой статьи о какой-либо реакции областного руководства не было ничего известно.
Пока можно лишь говорить о том, что кредит доверия руководства региона руководству Фонда не исчерпан. Отчёты Игоря Михельсона, думаем, нравятся - и правительству области, и депутатам ЗСО.
Вероятно, поэтому поведение тех и других выглядит несколько странно: за явные проколы регионального оператора «на орехи» достается муниципалам. Депутаты Заксобрания запрещают Фонду без ведома попечительского совета использовать 800 тыс. рублей штрафных санкций, взысканных с подрядчиков. Но тут же законодательно выделяют в полное распоряжение тому же Фонду ежегодное бюджетное вспомоществование в 1,5 млн. рублей «на взыскание долгов» по платежам граждан на капитальные ремонты.
Причём первый транш должен составить даже больше - 2,9 млн рублей, половина из которых должна пойти на оборудование рабочих мест новых сотрудников Фонда, которые будут заниматься взысканием.
Такой постановке вопроса удивились даже некоторые депутаты – чем, мол, плохи наши доблестные судебные приставы? Но в итоге было принято ещё одно странное и чреватое потенциальными злоупотреблениями решение.

Читать подробнее...

Весеннее обострение: в оттаявшем Череповце мэрия усиливает давление на частные управляющие компании

[img]C:\Users\1\Desktop[/img]
Почему для чиновников их субъективное восприятие окружающей действительности важнее закона и мнения жителей города?

Этот вопрос возникает практически всякий раз, когда присутствуешь при живом контакте с городской реальностью наделённого властью должностного лица, покинувшего пределы своего кабинета.
На прошлой неделе одним из наиболее ярких примеров такого рода стал объезд заместителя мэра Череповца Василия Семичева территории Северного микрорайона, проведенный, как подчёркивалось в городских СМИ, «по личному поручению» мэра Юрия Кузина.
Насколько можно было понять из сообщений, в первую очередь Василия Семичева интересовал обильный в этом году снег, который уже начал таять, угрожая городу затоплениями.

Без настроения
С самого начала зимы этот снег портил настроение городскому руководству и, похоже, продолжает это делать до сих пор.
Во всяком случае, очевидцы упомянутого объезда говорили, что, похоже, заммэра в тот день был не в настроении.
Впрочем, об этом же свидетельствуют и реплики, которыми делился в ходе объезда Семичев с журналистами, работниками управляющих компаний и с самим собой.
«Нога человека здесь не ступала!», «Таких УК нам больше не надо!», «Соберите все материалы и готовьте документы на лишение их лицензии!», и наконец: «С уборкой дворов в Северном районе творится полный бардак!». Это лишь малая часть выражений, отмеченных журналистами.
Ему, похоже, не нравилось всё: сугробы, вытаявшие из-за оттепели колеи в дворовых проездах, сосульки на козырьках, мусор на контейнерных площадках.
Есть ли в этом что-то удивительное для заместителя мэра, курирующего жилищно-коммунальное хозяйство города? Наверное, нет.
Представляется, что ещё до поездки Семичев представлял себе, что увидит во дворах Северного, и в итоге увидел то, что ожидал.
То, что увидел Василий Алексеевич, не нравится не только ему – пожалуй, никому в городе не по душе эта странная переходная пора межсезонья, с её переменчивой погодой, лужами и грязью.
Это не новость – каждый год каждый город выглядит в этот нестабильный период от зимы к лету не лучшим образом и примерно одинаково. И каждый житель знает – надо немного подождать, и коммунальщики наведут порядок.

Надо долбить
«К сожалению, у нас не Майами, а Северо-Запад России: от луж и сосулек никуда не уйти, - говорит гендиректор группы УК «Жилремстрой» Галина Маврина. - Если нет ливнёвки, нормального уклона – весна становится большой проблемой. Грунт ведь не может быть идеально ровным и совсем без луж. При всем желании, уважении к жителям и распоряжениям городской власти, без них не обойтись, к сожалению. Тем более весной».
Хорошо ещё, что этой весной не нужно долбить лёд до асфальта, как это предписывал делать мэр пару лет назад – по городским дворам стоял дикий грохот: экскаваторы лупили ковшами по покрытию, оплаченному либо собственниками жилья, либо областным дорожным фондом…
«Почему не нужно? – изумляется Галина Энгельсовна. - Если в предписании пишут, что во дворе колеи, значит надо долбить, чтобы их убрать. Нового ничего нет. Все то же самое».
Но вернемся на «Фанеру», где значительная часть фонда находится в управлении компаний Системы «Олимп», а, следовательно, им и досталась «львиная» доля критики. Интересуемся, насколько она справедлива у Сергея Васюнова, одного из руководителей группы компаний?
«Я уже говорил во время объезда, - рассказывает Сергей Александрович, - что оценка состояния территорий субъективна. Наши компании не сидят без дела – работают. Работают по тем графикам, который утверждён с собственниками жилья в наших домах: и мусор вывозится, и снег убирается и т. д. И, я полагаю, именно наши собственники, в первую очередь, должны оценивать качество нашей работы».

Вторая реальность
Буквально на следующий день представителей двух управляющих компаний «Олимпа» вызвали в управление административных отношений мэрии. Там ведущий специалист выдал им предписания по устранению «правонарушений в сфере благоустройства территории», а заодно – протоколы, фиксирующие эти правонарушения, с приглашением на Административную комиссию, где управдомы, думаем, можно не сомневаться, будут подвергнуты наказанию.
Представители руководства УК Галина Кошелева и Наталья Чумакова обстоятельно рассказывают, как они пытались объяснить ситуацию с уборкой дворов:
«Из 40 домов, находящихся у нас в управлении – 19 – с так называемой неорганизованной кровлей, - поясняет директор УК Галина Кошелева. – Это значит, что там нет ливневых стоков, на кровле копятся снег и лёд. Естественно, мы всё это убираем. Чаще даже, чем это предусмотрено договором управления. Но, естественно, теми силами, что есть у нас в распоряжении, мы не можем сделать это одномоментно на всех домах».
А от управдомов требуют, чтобы ни льда, ни снега не было именно тогда, когда инспектору заблагорассудится пойти и проверить.
«Нас заставляют убирать лёд даже с козырьков лоджий, застеклённых самими жильцами. Мало того, что этого нет в договоре управления, часто туда – на 5-6 этажи - просто не подобраться, - говорит заместитель директора управляющей компании Наталья Чумакова. – Знаете, что нам ответила «ведущий специалист»? Что, во-первых, мы сами виноваты. Во-вторых, посоветовала нам самим (!) «построить» ливневые стоки на 19-ти домах. Складывается впечатление, что «специалист» не имеет никакого представления, насколько это сложно и сколько это стоит! И, наконец, на нашу просьбу хоть как-то синхронизировать свои проверки с нашим графиком уборки он заявил, что мы его «вовлекаем в коррупционные схемы».

Кто в доме хозяин?
Кто и что позволяет муниципальным чиновникам проводить описанные выше показательные акции, вмешиваясь в отношения между заказчиком (собственниками жилья) и исполнителем (управляющей компанией)?
Если разобраться, на самом деле – никто. Никаких оснований, кроме тех, что даёт право собственности на небольшую долю муниципального жилья в ряде домов, у мэрии для таких проверок (тем более – санкций) нет. Но вам об этом, думаем, никогда не скажут в городской «Службе жилищного просвещения».
Отчего так? Наверное, потому, что жилищно-коммунальная сфера – одна из немногих, где местному начальству позволено (законом, вышестоящим начальством, да и нами с вами) проявлять своё, как модно сейчас говорить, «руководящее воздействие».
Вы можете себе представить того же зама или даже самого мэра города где-нибудь в цехе «Северстали» или «ФосАгро» с инспекционной проверкой? Чтобы они там распекали какого-нибудь мастера, а генеральному директору обещали бы, что «он куда-нибудь денется», если будет так работать? Я – нет. Даже при условии, что у кого-то из руководителей города есть формальное право, как у акционеров, на выражение своего неудовольствия по отношению к работе упомянутых гигантов индустрии, они вряд ли когда решатся им воспользоваться.
Иное дело - коммунальная сфера: чиновнику здесь всегда найдётся место и время, чтобы развернуться во всей красе.
Причём, удивляет даже не это, а то, что самые истовые сторонники свободного рынка и конкуренции в других отраслях, здесь, в «коммуналке», предпочитают разворачиваться как-то по-старому, «по-советски». Вот вам цитата*:
«Необходимо жестче контролировать управляющие компании. Если кто-то не выполняет предписания — список мне на стол. Уборка тротуаров, очистка проезжей части, расчистка ливневки, освобождение отмостков — все требования должны выполняться неукоснительно. Если кто-то выпадает из графика — будем с ними работать отдельно».
Цитата свежая. Но вы можете с ходу определить какому главе города она принадлежит: тому, кто четверть века назад возглавлял череповецкий горисполком, или тому, кому выпала честь руководить «территорией опережающего социально-экономического развития»?


«Пройдёт зима, настанет лето – спасибо мэрии за это»
«Вот очередной пример руководства нами со стороны муниципалитета, - рассказывает Сергей Васюнов. – Мы получили письмо из мэрии с требованием до конца недели предоставить график ремонта дворовых территорий. А до 1 июня уже доложить о его выполнении».
Такие письма получили практически все частные УК. Это в дополнение к выдвинутым ранее требованиям отремонтировать все подъезды многоквартирных домов.
«В муниципалитете ссылаются на то, что написано в Правилах и нормах технической эксплуатации жилого фонда от 2003 года, где указывается, что подъезд должен ремонтироваться раз в 5 лет, - поясняет Васюнов. - Вот нам и говорят: давайте, делайте, как хотите. А после 2003 года вышли другие правила с чётким перечнем обязательных работ. Существует договор управления. Для меня – это два основных документа по затратам между мной и собственниками».
Сергей Александрович рассказывает, что там, где местные власти хотят решать вопросы без конфронтации, в сотрудничестве с УК, нет такой категоричности, как в Череповце.
Например, руководство ЖКХ Московской области ведёт речь о привлечении собственников жилья в МКД к софинансированию ремонта в подъездах:
«Это разумно, - считает Васюнов. - Даже в пресловутом постановлении №170 от 2003 года не определены ни источники, ни порядок финансирования таких ремонтов. Значит, нужно искать компромиссные схемы, которые помогли бы решить проблему, не разоряя частные компании».
К счастью, существуют законы, пока ещё не подвластные никому из людей , какой бы властью они не были обличены – это законы природы. Вот и смену времен года никто отменить не может – весна придёт всё равно, за ней – лето. И нынешние всё ещё зимние «страдания» покажутся всем нам, разморенным теплом и солнцем, сущим пустяком.
Но осадок останется, чтобы грядущей зимой снова напомнить о себе…

Читать подробнее...

Перемена мест слагаемых. Что изменили очередные изменения в «платёжках» за услуги ЖКХ?

В феврале жители многоквартирных домов, которыми управляют УК, начали получать квитанции на оплату ЖКУ (так называемые «платёжки»), в которые Минстрой РФ внёс изменения, связанные с затратами коммунальных ресурсов на так называемые «общедомовые нужды» (ОДН). «РМ» попытался разобраться в сути и значении перемен.


«А, по-моему, никаких тут новых форм нет, а просто дурной характер».
А.П. Чехов, «Чайка»

Что декларируется?
1 января 2017 года в РФ в состав платы за содержание жилого помещения включена оплата холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод и электрической энергии, потребляемых при обеспечении содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соответствующие пункты появились в разделе «Содержание жилого помещения». Прежде общедомовые расходы включались в оплату коммунальных услуг.
Поддерживая нововведение ещё на стадии разработки, вице-премьер Дмитрий Козак, настаивал на том, что оно регулирует структуру оплаты коммунальных услуг, в том числе для исключения возможных злоупотреблений.
"Если раньше разница между индивидуальными приборами учета и общедомовыми всегда поглощалась расходами на общедомовые нужды, куда в том числе входили различные незаконные подключения, то теперь у управляющих компаний есть возможность контролировать потребление этих услуг«,- говорил Козак.
В правительстве Вологодской области в свою очередь утверждают, что необходимость изменений была продиктована «недовольством граждан». Только за минувший год, говорится в материалах управления информационной политики вологодского «Белого дома», в областную жилинспекцию поступило 3 тыс. обращений, большая часть которых связана с высокими ОДН.
Дали комментарии СМИ также профильные чиновники и депутаты правительства области и Заксобрания.
По словам заместителя губернатора Виталия Тушинова, затраты на ОДН раньше определялись слишком просто: из показаний общедомового прибора учёта вычиталась сумма показаний квартирных счётчиков:

«При этом выяснялось, что кто-то забыл передать показания, у кого-то вышел из строя прибор учёта. И за всё то, что недосмотрела УК, граждане сообща расплачивались. Теперь порядок меняется — ОДН будет платить сама УК».
Тушинова поддерживает Председатель комитета по государственно-правовой деятельности, законности и правам человека Заксобрания области Лариса Кожевина:
«Мы полагаем, что эти изменения подстегнут УК к проведению энергосберегающих мероприятий и исключению случаев воровства энергоресурсов, поскольку все ресурсы, которые будут затрачены на оплату общедомовых нужд сверх норматива, будет оплачиваться за счёт самих УК».
Да, чиновники ещё добавляют, что, раз теперь затраты по ОДН ограничены нормативами и оплачиваются ресурсникам не гражданами, а самими УК, то гражданам можно посылать УК подальше в ответ на просьбы помочь проверить показания счётчиков, выявить так называемые «нулевые» квартиры, своевременно сообщать об утечках в подвалах. Всё это названо в комментариях к постановлению — «освобождением граждан от несвойственных им функций по управлению МКД».
Что произошло на самом деле?
На самом деле и раньше затраты на ОДН были ограничены жестким нормативом, превышение которого всегда относилось на убытки управляющей компании — то есть мотивация УК к сбережению ресурса и пресечению его воровства недобросовестным собственником была.
Теперь же произошёл очередной — торжественный и наглядный — «перевод стрелок» ответственности (вместе с массовым общественным недовольством) с ресурсоснабжающих организаций на управляющие компании.
Теперь не РСО, а УК отвечают за так раздражающее жителей и непрозрачное (просто потому что арифметически красивые формулы расчёта плохо сообразуются с физическими законами) начисление платы за ОДН.
Мало того — теперь они ещё являются и источником новых драконовских повышающих коэффициентов к оплате за коммунальные ресурсы для тех граждан, у кого дома нет квартирных приборов учёта, и для тех, у кого таких приборов нет на доме.
Можно представить, с каким шквалом возмущения теперь столкнутся УК!
Кстати эти коэффициенты должны были ввести еще больше двух лет назад, когда тот же Виталий Тушинов был руководителем ныне не существующей Региональной энергетической комиссии. Тогда он рассказывал, как РСО будут собирать с граждан дополнительные деньги и на них проводить энергосберегающие мероприятия. Тогда же РСО прямо заявили, что у них самих забот полон рот — не то, что энергосберегающие мероприятия на домах, даже общедомовые счётчики бесплатно они ставить не будут.
И тема тихо «замерла» на два года.
Чтобы вернуться опять в новом обличье. Трудно отделаться от подозрения, что именно для этого всё и было задумано.
Что думают по этому поводу в УК?
Мы обратились за комментарием по нововведению к руководителям двух крупных череповецких управляющих компаний. Услышать их мнение требует элементарная справедливость — пусть выскажутся хоть сейчас, если уж им не дали слова и даже мнения не спросили на этапе подготовки документа.
«Для меня пока изменилась только форма платёжного документа, а работа осталась той же, что и раньше, — заявила гендиректор группы компаний „Жилремстрой“ Галина Маврина. — Мы знали, что у нас есть расходы по ОДН, мы понимали, что это затраты на дом. Тем более, что есть „потолок“ по ОДН, превышение которого ложится в убыток УК. Поэтому мы каждый месяц делали отчёты и работали по домам. Мероприятия по энергосбережению, как были, так и остаются. Честно говоря, уже не знаешь, чего ждать, каких изменений от наших законодателей и правительства. Наверняка, через полгода будет что-то ещё. Сложно комментировать... Мы всё это уже проходили. ОДН уже был в составе тарифа. Меняли мы и форму управления.

Иногда думаешь: лучше бы сели умные люди, проанализировали то, что уже было, посоветовались со специалистами и сделали то, что действительно должно быть сделано. Зачем опять людей, собственников жилья, путать? Мы — специалисты — это постановление разбирали целый месяц. А человеку, который далёк от этой сферы, вообще сложно разобраться».
Директор Системы УК «Олимп» Сергей Васюнов недоумевает: чем плоха была прежняя «платёжка»?
«Люди к ней привыкли, — говорит Васюнов. — А любой новый документ — это лишние затраты для управляющих компаний. Нужно менять программу, возможно, что-то в бухгалтерском учете. То есть любое изменение законодательства сказывается «копейкой» на управляющих компаниях. При этом законодатели не понимают, что тариф на содержание жилья не увеличивается. Собственники не голосуют за изменение тарифа по 2-3 года. А «творческая инициатива» по изменению законодательства случается даже по два раза в год. Мне кажется, законодателям нужно более тщательно подходить к подготовке таких документов. А то у нас была непосредственная форма управления — отменили, сейчас говорят, что, может быть, вернутся снова. Несколько раз на моей памяти меняли форму квитанций по оплате ЖКУ. Что касается «исключения возможностей для злоупотребления со стороны УК... Не знаю, как в других городах, но у нас контроль за потреблением коммунальных ресурсов идёт жесткий. У нас каждый дом по воде оборудован общедомовым прибором учёта на 100%, по теплу, наверное, процентов на 80. И там, где приборы стоят, идёт контроль, как со стороны ресурсников, так и с нашей стороны — мы заинтересованы в том, чтобы РСО людям плату не завышали. Лучший контроль, пожалуй, трудно придумать».
Когда всё это кончится?
Наверное, никогда. Потому что «творческая инициатива» чиновников и пролоббированных депутатов не ограничена практически ничем.
На днях Минэкономразвития опубликовало доклад «Оценка регулирующего воздействия. Шесть лет в России», где подвело итоги реализации процедуры принятия нормативно-правовых актов (НПА), предусматривающей оценку возможного их воздействия на экономику. Оказалось, что оценка проводится не всегда, а если проводится — то не всегда учитываются ее результаты.
Статистики принятых, несмотря на отрицательное заключение, нормативных актов в докладе нет. Но статистика самих заключений довольно показательна. В 2016 г. отрицательные отзывы получили 58,8% проектов Минэнерго, 57,3% — Минприроды и 44,8% — Минтранса. Доля отрицательных заключений на предложения Минфина — около 15%.
В числе немногих случаев, когда благодаря своевременной экспертизе ОРВ удалось отменить или отложить принятие законов, называются, к примеру отложенное введение экологических и других сборов с предпринимателей. А также разработанные Минтрансом, но не принятые поправки в Гражданский кодекс, обязывавшие местные органы власти сносить строения, нарушающие безопасность полетов авиации.
Регламент Госдумы не предусматривает оценки воздействия законов — все помнят, как принимался пакет Яровой. Учет возможных негативных последствий поправок в законы или подзаконных актов остается доброй волей, а не обязанностью чиновников.
Ограниченный результат применения ОРВ неудивителен. Оценка воздействия — лишь один из компонентов регуляторной политики, хотя и важный, отмечает в комментарии «Ведомостям» Даниил Цыганков из Центра ОРВ НИУ ВШЭ. Регуляторная политика должна быть комплексной, опираться на «закон о законах» и качественную разработку подзаконных актов, включать экспертизу эффективности действующих норм. Чиновники сейчас не обязаны доказывать необходимость новых норм, а в случае отрицательного отзыва Минэкономразвития могут провести их через депутатские поправки или включить лоббистский ресурс в аппарате.

Читать подробнее...

Жесткий стимул

30a0bdde04f92395d3da087540980273.jpg

В новом отопительном сезоне жители многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета, должны будут заплатить за тепло на 40% больше, а с 1 января 2017 года – на 50%. Государство продолжает стимулировать россиян инвестировать в энергосбережение.
Тема экономии и эффективного использования энергии была одной из важнейших во времена, когда Дмитрий Медведев был президентом. И сейчас, в период его премьерства, она снова выходит на первый план, в том числе и в проблемной по части энергоэффективности сфере ЖКХ. Но, методы внедрения энергосбережения в наши дома прежние – прежде, чем сэкономить, собственники должны хорошо заплатить. Похоже, на наших глазах премьер рождает очередной мем – что-то типа «денег нет, но вы платите».
На такие мысли наводит внешне неприметное (как это часто водится в ЖКХ) постановление правительства России за №603, принятое 29 июня 2016 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». В числе прочих поправок в документе выделяется одна, устанавливающая повышающие коэффициенты по оплате за коммунальные энергоресурсы (воду, тепло и электричество) для тех МКД, что не оборудованы общедомовыми приборами учета. Для Череповца актуальнее всего часть, связанная с тепловой энергией: большинство МКД города худо-бедно, но в целом оборудованы и водомерами, общедомовыми электросчетчиками, а вот измерители тепла по-прежнему отсутствуют на сотнях домов. Коэффициенты установлены серьезные – 1,4 (или + 40% к сумме оплаты по нормативу) уже в этом году и 1,5 (+ 50%) – с 1 января 2017 года. И можно не сомневаться, что уже этой осенью в квитках горожан, проживающих в домах без общих теплосчетчиков, появятся внушительные суммы к оплате за тепло. Автор этих уже строк прикинул, что его ежемесячный счет вырастет примерно на 2 тыс. рублей.
Какой выход? Можно, конечно, ждать, что правительство в очередной раз, как это бывало неоднократно, передумает и отсрочит введение санкций против нерасторопных собственников. Самый же правильный и перспективный путь – поставить прибор учета на дом. При этом нужно помнить, что сам по себе прибор ничего экономить не будет, скорее наоборот – накрутит вам дополнительные килокалории в случае, если ваш тепловой пункт неисправен и не оборудован автоматической системой регулирования расхода тепла.  
Так что, возможно, придется раскошелиться еще и на реконструкцию теплового пункта. И прибор учета, и автоматика – весьма недешевые вещи.  
На чем здесь можно сэкономить? Первым приходит в голову самый естественный вариант – воспользоваться возможностями, которые предоставляет программа капитальных ремонтов МКД.
Мы обратились за комментарием к руководителю регионального Фонда капремонта Игорю Михельсону. По его словам, на самом деле работы по капитальному ремонту теплового пункта и установке теплосчетчика можно включать в программу ремонта дома. Для домов, выбравших в качестве способа накопления средств на ремонт специальный счет, вообще нет никаких препятствий для этого – ни по срокам, ни по организации. Единственным препятствием может стать объем средств, накопленных на спецсчете.
В случае с домом, накапливающим средства в «общем котле» регионального оператора капремонтов, все несколько сложнее, пояснил нам Игорь Михельсон, - здесь необходимо вносить корректировки в краткосрочную программу ремонтов, перенося сроки ремонта и решая с региональным оператором оргвопросы со сметой, подрядчиком и т.д. Все эти вещи занимают минимум полгода, поэтому начинать канитель нужно прямо сейчас, чтобы успеть все сделать в следующем году.
Есть еще один путь, который, в общем, предусмотрен и последним постановлением правительства, и федеральным законом об энергосбережении – для установки домовых приборов учета можно использовать те самые средства, которые будут получены от введения повышающих коэффициентов на оплату тепловой энергии. Но, как это будет происходить, нам толком пояснить не смог.
На официальный запрос, отправленный в ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» мы получили такой ответ от пресс-службы компании: «В связи с тем, что ПП РФ № 603 не является доработанным (имеются противоречия в нормах ПП РФ № 354 и № 124), пока не представляется возможным сформировать однозначное мнение по вопросу применения повышающего коэффициента. По-нашему мнению, в связи с имеющимися противоречиями, данный нормативный акт будет законодательно корректироваться, после чего компания уже сможет сформулировать четкую позицию по вопросу применения повышающего коэффициента».
В переводе на русский язык, как пояснили нам эксперты-юристы, речь идет о противоречии между 354-м постановлением (определяющим правила оказания коммунальных услуг) и 124-м (устанавливающим порядок расчетов за ЖКУ между УК и РСО). То есть, во-первых, нет определенности в том, кто будет получать от населения платеж-надбавку и, каким будет порядок его использования.
Собственно, то же подтверждаюти в департаменте ЖКХ Череповца. Его руководитель Дмитрий Буслаев говорит о необходимости дополнительных консультаций с правительством области, Государственной жилищной инспекцией, ресурсниками и управляющими компаниями Череповца. И, насколько нам известно, такие консультации уже начались. «Самый элементарный вопрос, который нуждается в прояснении: в чьем блоке в квитанции должны отражаться повышающие коэффициенты», - говорит Дмитрий Буслаев. И рекомендует гражданам, не откладывая дело в долгий ящик, начинать договариваться и принимать решение об установке приборов учета.
- Приборы устанавливать надо, - соглашается с начальником ДЖКХ руководитель группы УК «Альянс» Александр Сметанин, - и стимулировать установку приборов учета тоже нужно. Но уж больно жестко все сделано. Мне могут возразить, что был длительный период, когда людям давали время привыкнуть к мысли и подготовиться. Вводили повышающие коэффициенты, потом отменяли. Пробовали много разных механизмов стимулирования. В итоге ни один из них не сработал, на мой взгляд, именно по причине непоследовательности власти – в широком понимании. Каждый раз чего-то отменялось, откладывалось. Такими действиями государство дало понять людям, что «вроде бы и надо, но не обязательно». Но сейчас новое постановление уже действует. И коэффициент к нормативу начнут начислять уже с сентября. Люди 1 октября получат квитанции, и, боюсь, будет «шторм». Во всяком случае, радости у людей будет мало. Тем более, что решение правительства вступило в силу без периода адаптации.

Читать подробнее...

Майское тепло. Дорого.

Майские квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг вызвали шквал обращений собственников во все инстанции, в том числе и в нашу газету. Особое негодование вызвала строчка с сумой платы за отопление жилья…
Наши читатели до сих пор путаются с параметрами отопительного сезона в городе, не понимают, когда он начинается, когда кончается. В связи с этим возникают вопросы по оплате: почему нужно платить за отопление за весь май, если отопление было выключено в начале месяца? Об этом нас спрашивает, например, Александр Серафимович Глазунов, который считает, что ему услуга по отоплению в полной мере не оказана. Кроме того, Александра Серафимовича возмущает то, что ему и его соседям по дому предлагается поставить общедомовой прибор учета за их собственный счет. Наш читатель утверждает, что «всегда и во всех странах коммерческий учет ресурса был за счет поставщика (не только установка прибора, но и его поверка и ремонт), а все эти затраты входили в состав тарифа».
Несмотря на то, что в разное время «Ваш Управдом» уже отвечал на такие вопросы, мы решили ответить еще раз. А, чтобы этот ответ был серьезным и аргументированным, обратились к руководству главного теплоснабжающего предприятия Череповца – ООО «Газпром теплоэнерго Вологда». И вот, что получилось в итоге:

Почему нужно платить за отопление за весь май, если отопление было выключено в начале месяца?
Платить за весь месяц не нужно тем собственникам жилья, дома которых оборудованы общедомовыми приборами учета. Эти граждане производят оплату за фактически потребленную тепловую энергию вне зависимости от продолжительности отопительного периода.
В худшем положении находятся граждане, дома которых НЕ оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Им приходится платить за отопление по нормативам, утвержденным РЭК Вологодской области. Нормативная продолжительность отопительного периода составляет 225 суток. Оплата для этой категории граждан разделена на 9 месяцев, и граждане производят оплату равными долями в течение девяти месяцев, включая май и сентябрь.
Однако, по мнению ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», и такой вариант оплаты не компенсирует всех затрат компании на теплоснабжение МКД, поскольку, как утверждается в официальном ответе, «фактически, начиная с 2010 года, продолжительность отопительного периода в г. Череповце составляет 238-239 дней, превышая нормативную на 13-14 дней. В результате предприятие ежегодно несет убытки за непредъявленную к оплате отпущенную тепловую энергию многоквартирным домам, необорудованным общедомовыми приборами учета».
Что будет с гражданами, которые откажутся оплачивать майские счета за тепло?
«Задолженность граждан, - отвечают в ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», - не производящих оплату за тепловую энергию своевременно, будет взыскана в судебном порядке, что увеличит размер долга на сумму пеней и госпошлины».

Почему установку общедомовых приборов учета тепла должны оплачивать потребители (собственники жилья), а не ресурсоснабжающая организация, которой, собственно говоря, и необходимо учитывать расход своего ресурса хотя бы для нормального ведения своей хозяйственной деятельности?
А потому, отвечают в ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», что так решили наши законодатели из Государственной Думы, определив в статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «требования по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применению приборов учета при осуществлении расчетов за эти ресурсы».
Согласно вышеуказанному Федеральному закону собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны оснастить свои дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии еще до 1 июля 2012 года.
После этой даты узлы учета тепловой энергии могут быть установлены силами теплоснабжающей или сторонней организации. При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах в соответствии с п. 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ должны оплатить теплоснабжающей организации расходы на установку общедомовых приборов учета.
Оплатить эту услугу можно единовременно или в рассрочку сроком до 5 лет. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета будут увеличены на сумму процентов, начисленных организацией, предоставившей услугу.
А вот возмещение затрат на оснащение общедомовыми приборами учета за счет увеличения тарифа на тепловую энергию действующим законодательством не предусмотрено.
Кстати, в своем ответе ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» честно предупреждает, что установка приборов учета тепловой энергии не приводит к экономии энергоресурсов. Прибор учета лишь фиксирует фактическое количество тепловой энергии, поставленной на нужды отопления и горячего водоснабжения МКД. То есть итоговая сумма в рядке случаев может оказаться даже больше, чем собственники платили по нормативу.
Для того, чтобы произошли экономия энергоресурса и, соответственно, - экономия на их оплате, необходимо выполнить ряд мероприятий по энергосбережению: «установить и (или) настроить автоматику регулирования параметров теплоносителя на системы отопления и горячего водоснабжения, обеспечить исправность рециркуляционных трубопроводов в системе ГВС, утеплить дверные и оконные проемы мест общего пользования МКД и так далее».

PS7695aad6fe94ce6dc6ed78ec8344dc3d.jpg:
Нам жаль, что мы, скорее всего, этой публикацией расстроили многих наших читателей сталкивающихся с явным нарушением здравого смысла в жилищно-коммунальной сфере. Где в случае с ресурсоснабжением вопреки известной народной мудрости как раз-таки «сено должно ходить за коровой» и просить ее себя съесть.
Понятно, что такой порядок установлен государством. В основе такого государственного решения лежит явно монополистический принцип пренебрежения интересами потребителя и желания компенсировать все свои затраты и промахи за его счет. Здесь нет злой воли – это экономический закон, такой же непреложный, как законы природы.
Что-то может измениться лишь при наличии реальной конкуренции – вот когда на наши с вами деньги, предназначенные в оплату за то же тепло, будет претендовать не одно ООО, а, минимум два, которым эти деньги будут нужны позарез, тогда они сами придут к нам и наперебой будут предлагать и приборы учета, и беспроцентные рассрочки, и черта в ступе… Но здесь возникает еще один вопрос: доживем ли мы с вами до такого светлого будущего?

Читать подробнее...

Конец мусорного перемирия

[img]C:\Users\1\Desktop[/img]Прогрессирующая неопределенность с механизмом реализации 458-го федерального закона, кардинально изменившего всю систему сбора и переработки твердых бытовых отходов (ТБО), заставила компании-перевозчики ТБО и управляющие компании обратиться за очередными разъяснениями к руководству череповецкой мэрии.
Формальным поводом для обращения стало окончание своеобразного «мусорного перемирия» - отсрочки введения в действие упомянутого ФЗ, который, по замыслу законодателей должен был заработать с 1 января этого года, в части лицензирования деятельности «по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» - до 1 июля 2016 года. Фактически, начиная с 1 числа контролирующие органы вправе спрашивать лицензии у компаний, занимающихся перечисленными видами деятельности, и наказывать за их отсутствие. Угроза попасть под серьезные штрафные санкции, плюс непроясненная до сих пор судьба городского полигона ТБО и заставила забить тревогу.
На встречу с ее инициаторами пришли заместитель начальника ДЖКХ череповецкой мэрии Олег Красников и руководитель компании-оператора городской свалки Алексей Копейкин.
Для того, чтобы «не терять зря времени» представитель коммунального департамента предложил собравшимся задавать вопросы. Вопрос оказался один: куда возить череповецкий мусор?
В своем ответе Алексей Копейкин был не оригинален: единственный в радиусе 70 км реальный объект, на который возможен вывоз ТБО – тот самый полигон в Новых Углах, который находится под патронажем ООО «Экотранс Сервис» - компании, руководимой г-ном Копейкиным. Да, признал глава «Экотранс Сервиса», есть проблема с разрешением на использование полигона, но компания нашла выход - принимает мусор на свалку не для хранения, а для «накопления» - такая замена одного термина другим позволяет (согласно новому закону) продлить действие полигона на 11 месяцев – фактически до конца этого года. Что будет потом?
Алексей Копейкин полагает, что высоки шансы получить новое разрешение на эксплуатацию полигона, основываясь на данных специально проведенного экологического аудита. По словам руководителя ООО «Экотранс Сервис», серьезное исследование показало: городская свалка представляет экологии меньшую угрозу, чем то техногенное воздействие, которое оказывают на природу крупнейшие предприятия череповецкой промплощадки – «ФосАгро» и «Северсталь». На руку череповецкому полигону и удаленность от города в сравнении, например, с Вологдлой, где свалка вообще граничит с жилыми массивами.
Как говорит Алексей Копейкин, определенность с новым разрешением должна появиться в августе. Впрочем, представитель «Экотранс Сервиса» не исключает полностью и худшего варианта, когда и, если компания не получит лицензию, а суд откажет полигону в продлении его существования. Для такого случая прорабатывается вариант складирования ТБО после сортировки с использованием технологии шредирования (измельчения). Шредировния, как уверяет г-н Копейкин, переводит бытовой мусор с 4 в 5 класс опасности: это, во-первых, избавляет собственника ТБО от дополнительных экологических платежей, а, во-вторых, - позволяет использовать измельченные отходы на полигоне в качестве фильтрационного материала.
Но внедрение новой технологии – дело совсем не дешевое. Речь идет о 15-25 млн рублей. Правда, Алексей Копейкин убежден в том, что проект окупится за 3 года, поэтому готов привлекать кредиты. В частности, рассчитывает на снижение процентной ставки при содействии Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.
В любом случае – тариф на утилизацию ТБО вырастет. Но вот, насколько?
Тот же Алексей Копейкин рассчитывает, что в течение 2-4 лет рост тарифа составит порядка 30-40%. Но этот рост неизбежен, поскольку, по мнению руководителя ООО «Экотранс Сервис», магистральный путь развития отрасли – не накопление и хранение ТБО, а сортировка и переработка мусора. На это «заточены» сейчас и 458 ФЗ, и все сопутствующие ему нормативные документы.
На естественные вопрос заинтересованных лиц «что же там с новым полигоном?» ответил уже Олег Красников. По словам заместителя начальника ДЖКХ, работа с проектом нового полигона ТБО не прекращалась. Участок под него выделен, сейчас проект находится в стадии проектирования и экспертизы. И этот этап завершится в лучшем случае в 2017 году. А потом придет черед практической реализации, на которую, как можно понять из слов г-на Красникова у города нет средств – представитель городского коммунального ведомства сам называет цену вопроса создания новой свалки «космической». Однако чиновник предложил собравшимся «не нагнетать атмосферу» - работа, мол, ведется, надо только подождать.
Интересно, что Олега Красникова поддержал и Алексей Копейкин, заявивший, что «в самом худшем случае» всегда остается возможность погрузить все череповецкие отходы в большой поезд и отправить в другой регион – туда, где уже есть и региональный оператор по работе с ТБО, и лицензированный полигон, и другие блага цивилизации…
Но как «не нагнетать», если, как верно заметил руководитель группы компаний «Альянс» Александр Сметанин, если помимо угрозы вероятных штрафов за неисполнение норм «мусорного» закона, есть еще большая вероятность неконтролируемого роста тарифов. Который, во-первых, заденет интересы собственников многоквартирного жилья и вызовет определенное социальное напряжение, а, во-вторых, больно ударит по карману управдомам: перевозчики могут поднять расценки легко и быстро (и некоторые уже, кстати, это делают), а УК – сложно, поскольку сначала нужно убедить собственников согласиться на такое повышение.
- А пусть мэрия даст письменное распоряжение возить мусор на полигон, чтобы снять с нас ответственность за нарушение закона! – раздался чей-то отчаянный выкрик из задних рядов.
- Прикрыться нами хотите? - зло выдохнул заместитель начальника департамента. – Не получится! Хватит митинговать! Надо определиться, когда мы встретимся следующий раз. Давайте договоримся на 22 августа. Срок 2 месяца. Этого хватит, чтобы понять, как быть дальше.
Честно говоря, вопросов эта встреча оставила больше, чем прозвучало ответов. И главный вопрос – об адекватности людей, способных ради, как говорится, «красного словца» сломать действующую систему. Плоха она или хороша, но система работы с ТБО в стране была. Зачем, спрашивается, было принимать закон, ломающий эту систему, если, как мы убеждаемся, выполнить его не способно ни правительство Российской Федерации, ни правительство Вологодской области – далее по цепочке? И при этом, как видим, брать на себя ответственность за несоответствие суровой реальности голубой мечте не хочет никто из чиновников – от министра до руководителя муниципального департамента. 8ee8309f084cc10cf5784716890c2600.jpg8ee8309f084cc10cf5784716890c2600.jpg

Читать подробнее...

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | След.
облачный сервис для тсж, ЖСК, ук жкх
Инфокрафт ЖКХ 365
- Расчет ЖКУ;
- Бухгалтерский учет;
- Обмен данными с ГИС ЖКХ.
Узнать больше
вниз
наверх