x

Узнавай горячие новости первым!

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, чтобы первым
узнавать новости Реального ЖКХ.

Нажмите "Подписаться на новости", чтобы читать нас Вконтакте

Я уже подписался, спасибо!

Создать свой блог Создайте собственный блог и расскажите другим
пользователям о ЖКХ вокруг вас.
  • Архив

    «   Ноябрь 2017   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30      

Участие субъекта РФ в коммунальной концессии: есть вопросы

С 1 января 2017 года регион в обязательном порядке является самостоятельной стороной муниципального концессионного соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если полномочия в сфере тарифного регулирования не переданы на уровень муниципалитета.

В таком случае в обязанности субъекта РФ входит установление тарифов, утверждение инвестиционных программ, возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера. Регион также вправе предоставить концессионеру по муниципальной концессии государственные гарантии. Иные права и обязанности региона могут быть включены в концессионное соглашение в случае, если они предусмотрены нормативными правовыми актами региона.

Вместе с тем Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» урегулированы не все аспекты участия региона в муниципальной концессии.

Читать далее: https://goo.gl/M2X5Be

Читать подробнее...

Количество без качества

Не секрет, что одним из факторов, тормозящих развитие концессий в сфере ЖКХ, является их низкое качество и сложности с привлечением финансирования в небольшие проекты. Но ситуация не стоит на месте. Появляются новые инструменты поддержки инвесторов, вкладывающих деньги в коммунальные проекты: льготные кредиты и софинансирование затрат на подготовку проекта (см. здесь).

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова рассказала Российской Газете о важнейших факторах разработки грамотного концессионного проекта и роли инструментов поддержки:

«Дело в том, что важнейшим фактором разработки грамотного концессионного проекта является правильная "подоснова" - содержательно проработанная схема теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, качественное техническое обследование объектов и так далее, - поясняет один из авторов исследования, партнер P&P Unity Олеся Белоусова. - Однако, как показывает практика, концессионеры и концеденты редко задумываются о качестве "подосновы" либо намеренно игнорируют этот вопрос».

Стоимость качественного технического обследования котельной близится к миллиону рублей, более крупных коммунальных объектов - к нескольким миллионам. Разумеется, разработчики концессионных соглашений в большинстве случаев не готовы тратить на подготовительные работы суммы, которые иногда могут превышать объем привлеченных инвестиций.

«Поэтому очень хорошо, что в недавнем постановлении правительства прописаны четкие цели, на которые можно привлечь бюджетные субсидии, - подчеркивает Олеся Белоусова. - На мой взгляд, субсидии, выделяемые на подготовку концессионных проектов, - не менее важная мера поддержки, чем софинансирование процентной ставки».


Подробнее о проблеме качества коммунальных концессий читайте в обзоре от экспертов P&P Unity.

Читать подробнее...

Вопросы деятельности регионального оператора по обращению с отходами

До 1 мая 2018 года во всех субъектах РФ должны быть отобраны региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами («ТКО»), с которыми органы исполнительной власти субъектов РФ на конкурсной основе заключают соответствующие соглашения.

Несмотря на то, что до истечения данного срока осталось менее года, некоторые вопросы, связанные с деятельностью регионального оператора, остаются открытыми.

Читать далее.

Читать подробнее...

Приняты правила финансовой поддержки коммунальных проектов

25 августа 2017 года Правительством РФ было принято постановление № 997, которым утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства («Фонд ЖКХ») на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки («Правила»).
Правила предусматривают возможность предоставления финансовой поддержки субъектам РФ в целях реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами.

Допускается два вида финансовой поддержки: софинансирование подготовки проекта и софинансирование процентной ставки.

Софинансирование подготовки проекта

Предоставленные с этой целью средства Фонда ЖКХ могут направляться на проведение технического обследования коммунальных объектов, разработку или изменение схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, подготовку документов для государственной регистрации недвижимого имущества и кадастрового учета земельных участков, разработку бизнес-плана и конкурсной документации.

Софинансирование процентной ставки
В целях софинансирования процентной ставки денежные средства могут предоставляться:
  • ресурсоснабжающей организации (концессионеру) - для софинансирования процентной ставки как по кредитам, так и по облигационным займам (за исключением льготных кредитов по ставке не более 5 % годовых),
  • кредитной организации, предоставившей льготный кредит для реализации проекта (по ставке не более 5 % годовых) – в целях возмещения части недополученных доходов от процентов.
Софинансирование осуществляется в размере 100 % ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора и (или) размещения выпуска облигаций. Концессионное соглашение, по которому реализуется проект, должно быть заключено в 2017-2018 г.

Подробнее об условия предоставления финансовой поддержки здесь.

Читать подробнее...

Влияние закона «Об альтернативной котельной» на концессии

25 июля 2017 г. Советом Федерации был одобрены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и иные нормативные правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Цель изменений – внедрить принцип «альтернативной котельной», согласно которому цена услуг в сфере теплоснабжения на территории ценовых зон может определяться по соглашению сторон. При этом статус ценовой зоны присваивается муниципальному образованию Правительством РФ, а согласованная цена не должна превышать предельный уровень, рассчитанный исходя из расходов на строительство и эксплуатацию альтернативной котельной, не входящей в централизованную систему теплоснабжения (подробнее см. http://ppunity.ru/blog/15).

Указанные изменения являются крайне важными - они направлены на дерегулирование сферы теплоснабжения. В сфере ЖКХ сейчас активно развивается рынок концессий, правила игры на котором тесно связаны тарифным регулированием, поэтому считаем необходимым оценить влияние изменений на уже заключенные и будущие концессионные соглашения.

1. Тарифное регулирование

В рамках действующих концессий тарифы будут устанавливаться в соответствии с условиями, согласованными в концессионном соглашении, в том числе с использованием долгосрочных параметров, рассчитанных при его заключении.

Для будущих же концессий предусмотренные законодательством особенности заключения концессий в сфере ЖКХ (например, установление долгосрочных параметров регулирования, возмещение фактически понесенных расходов, не возмещенных на момент окончания концессии) будут применяться, только если концессионер будет осуществлять деятельность по тарифам.

Вопрос о возможности существования «нерегулируемых» концессий в сфере ЖКХ, таким образом, решен положительно: если оказываемые концессионером услуги не являются регулируемыми, то и необходимость согласования условий, связанных с расчетом и выплатой тарифа, отсутствует.

2. Вид тарифа

В будущих концессионных проектах, реализуемых в ценовых зонах теплоснабжения, но предусматривающих тарифное регулирование, будут использоваться двухставочные тарифы, которые предусматривают ставку за тепловую энергию и ставку за содержание включенной в схему теплоснабжения установленной тепловой мощности источника тепловой энергии. Разделение ставок позволит снизить издержки на содержание объектов теплоснабжения, а также повысить экономическую эффективность и финансовую устойчивость ресурсоснабжающих организаций.

В уже реализуемых концессионных проектах использование двухставочного тарифа также будет возможно, но только по соглашению сторон.

3. Особенности заключения концессионных соглашений в ценовых зонах теплоснабжения

Порядок заключения концессионных соглашений скорректирован, исходя из роли единой теплоснабжающей организации («ЕТО»), которая будет заключать договоры с потребителями. Такая организация получает преимущественные права при заключении концессионных соглашений в зоне ее деятельности:

При проведении конкурса

В случае принятия решения о заключении концессионного соглашения конкурсная документация направляется ЕТО, которая вправе заключить такое концессионное соглашение без проведения конкурса. Однако если ЕТО откажется либо не направит ответ в установленный срок, то конкурс будет проводиться в общем порядке.

При проведении «частной инициативы»

Если уполномоченным органом концедента принято решение о возможности заключения концессионного соглашения по предложению потенциального инвестора, и оно размещено на сайте www.torgi.gov.ru, ЕТО имеет преимущественное право на заключение такого соглашения. Однако она обязана возместить потенциальному инвестору обоснованные расходы, связанные с подготовкой предложения.

Кроме того ЕТО вправе сама направить предложение о заключении концессионного соглашения в порядке «частной инициативы». В таком случае оно не размещается на сайте www.torgi.gov.ru – соглашение сразу заключается с ЕТО.

Таким образом, внесенные изменения не влияют на уже заключенные концессионные соглашения (в том числе в части согласованных долгосрочных параметров регулирования), но позволяют в будущем реализовать как регулируемые, так и нерегулируемые концессии.

Читать подробнее...

Обзор: качество коммунальных концессий

Эксперты юридической компании P&P Unity подготовили обзор по вопросам качества концессий в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В его основе анализ почти 500 концессионных проектов, объявленных к реализации в этом году. В обзоре содержится статистика и анализ ошибок, чаще всего допускаемых при подготовке проектов, описание ключевых тенденций.

Цель обзора - привлечь внимание к проблеме низкого качества концессионных проектов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также помочь участникам рынка избежать наиболее часто встречающихся ошибок при подготовке проектов.

Обзор можно скачать здесь.

Читать подробнее...

Субъект РФ – третья сторона концессии

С 1 января 2017 года субъект РФ является самостоятельной стороной концессионного соглашения в отношении объектов водо- и теплоснабжения. Правило работает в случаях, когда полномочия субъекта РФ по регулированию тарифов в данной сфере не переданы муниципалитету.

Логика новеллы понятна: отраслевым законодательством полномочия в сфере тарифного регулирования отнесены к компетенции субъекта РФ; при этом в некоторых случаях за риски, связанные с недополучением тарифной выручки, будет отвечать муниципалитет, как сторона концессии (например, если соглашение расторгнуто из-за занижения тарифа).

Перечень потенциальных функций субъекта РФ перечислен в статье 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»: утверждение тарифа и инвестиционной программы для концессионера в соответствии с условиями соглашения, возмещение недополученных доходов и экономически обоснованных расходов. Субъект РФ может также выполнять дополнительные обязанности, если это предусмотрено региональными нормативными актами.

Изменения, безусловно, со знаком плюс. Но произошла ли «революция»?

Наш ответ: скорее нет, чем да, принципиально новых гарантий для концессионера не появилось. Отраслевое законодательство как сейчас, так и до вступления в силу новелл гарантирует утверждение тарифным органом тарифа на базе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных в самом соглашении, а также компенсацию недополученных доходов (в определенных случаях)*.

Полагаем, что возможность компенсации экономически обоснованных расходов концессионера со стороны субъекта РФ можно рассматривать как важную новеллу, но пока на подзаконном уровне не урегулированы случаи и порядок такой компенсации.


Субъект РФ продолжит осуществлять именно те функции, которые он и ранее был обязан выполнять. Включение субъекта РФ в концессионное соглашение, с одной стороны, позволит применять к региону договорные санкции, а, с другой стороны, может несколько усложнить процедуры изменения и расторжения концессионного соглашения.

Для рынка и инвесторов - тренд положительный, организационные сложности – решаемы, с учетом того, что передача в концессию объектов водо- и теплоснабжения, как правило, происходит при активном участии субъекта РФ.


* Теплоснабжение: статья 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; пункт 12 Правил установления долгосрочных параметров <…>., утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075; постановление Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 «О порядке расчета размера возмещения <…>».

Водоснабжение и водоотведение: статья 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; пункт 31(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406; постановление Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 «О порядке расчета размера возмещения <…>».

Читать подробнее...

облачный сервис для тсж, ЖСК, ук жкх
Инфокрафт ЖКХ 365
- Расчет ЖКУ;
- Бухгалтерский учет;
- Обмен данными с ГИС ЖКХ.
Узнать больше
вниз
наверх