x

Узнавай горячие новости первым!

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, чтобы первым
узнавать новости Реального ЖКХ.

Нажмите "Подписаться на новости", чтобы читать нас Вконтакте

Я уже подписался, спасибо!

Создать свой блог Создайте собственный блог и расскажите другим
пользователям о ЖКХ вокруг вас.
  • Архив

    «   Апрель 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30            

Реально ли изменить условия коммунальной концессии?

Законодательство предусматривает специальный порядок изменения концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, который включает в себя необходимость получения согласия:
  • антимонопольного органа (для изменения любого условия);
  • тарифного органа (для изменения долгосрочных параметров регулирования), которое должно быть получено до согласия антимонопольного органа[1].
Порядок получения согласия антимонопольного органа достаточно жесткий. Он не позволяет на практике реализовать основной принцип концессионного механизма – распределение рисков между публичной и частной стороной, так как в ряде случаев препятствует изменению условий соглашения даже при наличии объективной потребности в этом и согласия сторон концессии:
  1. Перечень оснований, при наличии которых может быть получено согласие антимонопольного органа, является закрытым (к ним относятся, в частности, возникновение обстоятельств непреодолимой силы,  установление невозможности исполнения обязательств сторон вследствие решений, действий (бездействия) органов власти и (или) их должностных лиц и др.[2]).
  2. Законодательно предусмотрены случаи, когда антимонопольный орган не вправе давать согласие, например, в течение 1 года со дня заключения концессионного соглашения, а также в случае увеличения объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения (перечень таких случаев также является закрытым[3]).
Сложности для сторон концессионного соглашения составляют и противоречия в регулировании порядка изменения концессии:
  1. Запрет на увеличение объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) может препятствовать увеличению платы концедента несмотря на то, что возможность применения концедентом такой меры в случае, когда принятые нормативные правовые акты приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера или существенному ухудшению его положения, напрямую предусмотрена концессионным законом[4].
  2. Нвозможность исполнения обязательств сторон вследствие решений, действий (бездействия) органов власти и (или) их должностных лиц, которая является основанием для получения согласия антимонопольного органа, устанавливается судом или ФАС России, однако порядок ее установления законодательством не предусмотрен.
  3. Концедент обязан рассматривать требование концессионера об изменении условий соглашения в случае существенного изменения обстоятельств, однако такое изменение обстоятельств не является основанием для получения согласия антимонопольного органа – значит решение концедента о внесении изменений по требованию концессионера может стать неисполнимым.
Полагаем, что необходимо изменить подход к получению согласия антимонопольного органа, заложив в его основу не факт наличия или отсутствия определенного основания, а возможность дальнейшей реализации проекта без внесения изменений и последствия такой реализации для сторон.



[1] Подпункт «з» пункта 5 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368.
[2] Пункт 2 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368.
[3] Пункт 14 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368.
[4] Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Читать подробнее...

Алгоритм подготовки концессионного конкурса в сфере тепло- и водоснабжения

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») предусматривает специальный порядок подготовки к заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Возможность и успешность реализации концессионного соглашения напрямую зависит от качества такой подготовки. Поэтому в нашей статье мы коротко расскажем об основных этапах подготовки коммунального концессионного проекта.

В случае если услуги в рамках такого проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а концессионное соглашение планируется заключить по итогам конкурса, то процесс подготовки состоит из следующих стадий:
1. Определение состава сторон концессионного соглашения
 
По общему правилу, полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, именно он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. Установление тарифа, утверждение инвестиционных программ и возмещение недополученных доходов – прерогатива региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион - третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение «тарифных» условий[1].

Подробнее об отдельных аспектах участия региона в муниципальной концессии можно прочесть здесь.

2. Подготовка/актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения

Cхема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является основополагающим документом - в случае ее отсутствия реализация проекта будет невозможна. На основании схемы разрабатывается задание концедента[2] и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера (см. ниже). Закон устанавливает сроки и основания для внесения изменений в такую схему. С учетом того, что проведение концессионного конкурса не является специальным основанием для актуализации, проверке соответствия схемы существующим нормативным требованиям должно быть уделено отдельное внимание.

3. Техническое обследование имущества

Техническое обследование объекта концессионного соглашения является обязательным условием подготовки проекта, отчет о его проведении включается в конкурсную документацию[3]. Цель обследования – выявление реального состояния коммунальной системы. Некорректное проведение технического обследования или его непроведение могут привести к невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо к неверной постановке задач концедентом.

4. Оценка правового статуса имущества
     
По общему правилу, в периметр концессии может вовлекаться имущество, в отношении которого зарегистрированы права собственности концедента. Однако с 1 января 2017 г. для коммунальных концессий предусмотрена возможность передачи концессионеру незарегистрированного за концедентом имущества (с определенными ограничениями по виду и объему такого имущества). Наличие незарегистрированного имущества необходимо выявить на стадии подготовки – к нему применяются особые правила включения в состав объекта.
5.      Подготовка задания
Задание концедента – основа основ для определения инвестиционных обязательств в коммунальных концессиях. От того, насколько правильно и качественно будет подготовлено задание, зависит перечень реализуемых концессионером инвестиционных мероприятий.

Об аспектах подготовки задания см. здесь.

6.   Принятие решения о судьбе текущего оператора

Законодательство допускает передачу в концессию имущества, обремененного правами текущего оператора (как правило, унитарного предприятия). После исполнения обязательства по передаче имущества концессионеру оператор потеряет возможность его эксплуатации, поэтому потребуется принятие решения о его дальнейшей судьбе (например, переориентация деятельности или ликвидация).

Также на стадии подготовки необходима оценка финансового состояния текущего оператора – Закон о концессиях позволяет включать его долги в концессионную плату[4].

7.      Получение тарифной и иной информации

Для проведения конкурса и заключения концессионного соглашения потребуется согласование/получение дополнительной информации, необходимой для:
  • расчета тарифа (метод тарифного регулирования, долгосрочные параметры регулирования, иные сведения);
  • оценки качества реализации концессионером мероприятий (плановые значения показателей деятельности концессионера);
  • анализа деятельности текущего оператора (бухгалтерская отчетность, информация о тарифах).
Такая информация включается в конкурсную документацию[5].

8.      Подготовка проекта концессионного соглашения

При проведении конкурса в сфере ЖКХ проект концессионного соглашения включается в состав конкурсной документации в том варианте, в котором оно будет подписываться с концессионером (за исключением данных конкурсного предложения)[6], так как переговоры с победителем и доработка соглашения по их результатам не проводятся[7].
[1] Часть 2 статьи 40 Закона о концессиях.
[2] Часть 2 статьи 45 Закона о концессиях.
[3] Пункт 12 части 1 статьи 46 Закона о концессиях.
[4] Часть 2 статьи 41 Закона о концессиях.
[5] Часть 1 статьи 46 Закона о концессиях.
[6] Пункт 2 части 1 статьи 46 Закона о концессиях.
[7] Часть 1.2 статьи 36 Закона о концессиях.

Читать подробнее...

Участие субъекта РФ в коммунальной концессии: есть вопросы

С 1 января 2017 года регион в обязательном порядке является самостоятельной стороной муниципального концессионного соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если полномочия в сфере тарифного регулирования не переданы на уровень муниципалитета.

В таком случае в обязанности субъекта РФ входит установление тарифов, утверждение инвестиционных программ, возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера. Регион также вправе предоставить концессионеру по муниципальной концессии государственные гарантии. Иные права и обязанности региона могут быть включены в концессионное соглашение в случае, если они предусмотрены нормативными правовыми актами региона.

Вместе с тем Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» урегулированы не все аспекты участия региона в муниципальной концессии.

Читать далее: https://goo.gl/M2X5Be

Читать подробнее...

Количество без качества

Не секрет, что одним из факторов, тормозящих развитие концессий в сфере ЖКХ, является их низкое качество и сложности с привлечением финансирования в небольшие проекты. Но ситуация не стоит на месте. Появляются новые инструменты поддержки инвесторов, вкладывающих деньги в коммунальные проекты: льготные кредиты и софинансирование затрат на подготовку проекта (см. здесь).

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова рассказала Российской Газете о важнейших факторах разработки грамотного концессионного проекта и роли инструментов поддержки:

«Дело в том, что важнейшим фактором разработки грамотного концессионного проекта является правильная "подоснова" - содержательно проработанная схема теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, качественное техническое обследование объектов и так далее, - поясняет один из авторов исследования, партнер P&P Unity Олеся Белоусова. - Однако, как показывает практика, концессионеры и концеденты редко задумываются о качестве "подосновы" либо намеренно игнорируют этот вопрос».

Стоимость качественного технического обследования котельной близится к миллиону рублей, более крупных коммунальных объектов - к нескольким миллионам. Разумеется, разработчики концессионных соглашений в большинстве случаев не готовы тратить на подготовительные работы суммы, которые иногда могут превышать объем привлеченных инвестиций.

«Поэтому очень хорошо, что в недавнем постановлении правительства прописаны четкие цели, на которые можно привлечь бюджетные субсидии, - подчеркивает Олеся Белоусова. - На мой взгляд, субсидии, выделяемые на подготовку концессионных проектов, - не менее важная мера поддержки, чем софинансирование процентной ставки».


Подробнее о проблеме качества коммунальных концессий читайте в обзоре от экспертов P&P Unity.

Читать подробнее...

Вопросы деятельности регионального оператора по обращению с отходами

До 1 мая 2018 года во всех субъектах РФ должны быть отобраны региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами («ТКО»), с которыми органы исполнительной власти субъектов РФ на конкурсной основе заключают соответствующие соглашения.

Несмотря на то, что до истечения данного срока осталось менее года, некоторые вопросы, связанные с деятельностью регионального оператора, остаются открытыми.

Читать далее.

Читать подробнее...

Приняты правила финансовой поддержки коммунальных проектов

25 августа 2017 года Правительством РФ было принято постановление № 997, которым утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства («Фонд ЖКХ») на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки («Правила»).
Правила предусматривают возможность предоставления финансовой поддержки субъектам РФ в целях реализации проектов модернизации коммунальной инфраструктуры в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами.

Допускается два вида финансовой поддержки: софинансирование подготовки проекта и софинансирование процентной ставки.

Софинансирование подготовки проекта

Предоставленные с этой целью средства Фонда ЖКХ могут направляться на проведение технического обследования коммунальных объектов, разработку или изменение схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, подготовку документов для государственной регистрации недвижимого имущества и кадастрового учета земельных участков, разработку бизнес-плана и конкурсной документации.

Софинансирование процентной ставки
В целях софинансирования процентной ставки денежные средства могут предоставляться:
  • ресурсоснабжающей организации (концессионеру) - для софинансирования процентной ставки как по кредитам, так и по облигационным займам (за исключением льготных кредитов по ставке не более 5 % годовых),
  • кредитной организации, предоставившей льготный кредит для реализации проекта (по ставке не более 5 % годовых) – в целях возмещения части недополученных доходов от процентов.
Софинансирование осуществляется в размере 100 % ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату заключения кредитного договора и (или) размещения выпуска облигаций. Концессионное соглашение, по которому реализуется проект, должно быть заключено в 2017-2018 г.

Подробнее об условия предоставления финансовой поддержки здесь.
 

Читать подробнее...

Влияние закона «Об альтернативной котельной» на концессии

25 июля 2017 г. Советом Федерации был одобрены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и иные нормативные правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Цель изменений – внедрить принцип «альтернативной котельной», согласно которому цена услуг в сфере теплоснабжения на территории ценовых зон может определяться по соглашению сторон. При этом статус ценовой зоны присваивается муниципальному образованию Правительством РФ, а согласованная цена не должна превышать предельный уровень, рассчитанный исходя из расходов на строительство и эксплуатацию альтернативной котельной, не входящей в централизованную систему теплоснабжения (подробнее см. http://ppunity.ru/blog/15).

Указанные изменения являются крайне важными - они направлены на дерегулирование сферы теплоснабжения. В сфере ЖКХ сейчас активно развивается рынок концессий, правила игры на котором тесно связаны тарифным регулированием, поэтому считаем необходимым оценить влияние изменений на уже заключенные и будущие концессионные соглашения.

1. Тарифное регулирование

В рамках действующих концессий тарифы будут устанавливаться в соответствии с условиями, согласованными в концессионном соглашении, в том числе с использованием долгосрочных параметров, рассчитанных при его заключении.

Для будущих же концессий предусмотренные законодательством особенности заключения концессий в сфере ЖКХ (например, установление долгосрочных параметров регулирования, возмещение фактически понесенных расходов, не возмещенных на момент окончания концессии) будут применяться, только если концессионер будет осуществлять деятельность по тарифам.

Вопрос о возможности существования «нерегулируемых» концессий в сфере ЖКХ, таким образом, решен положительно: если оказываемые концессионером услуги не являются регулируемыми, то и необходимость согласования условий, связанных с расчетом и выплатой тарифа, отсутствует.

2. Вид тарифа

В будущих концессионных проектах, реализуемых в ценовых зонах теплоснабжения, но предусматривающих тарифное регулирование, будут использоваться двухставочные тарифы, которые предусматривают ставку за тепловую энергию и ставку за содержание включенной в схему теплоснабжения установленной тепловой мощности источника тепловой энергии. Разделение ставок позволит снизить издержки на содержание объектов теплоснабжения, а также повысить экономическую эффективность и финансовую устойчивость ресурсоснабжающих организаций.

В уже реализуемых концессионных проектах использование двухставочного тарифа также будет возможно, но только по соглашению сторон.

3. Особенности заключения концессионных соглашений в ценовых зонах теплоснабжения

Порядок заключения концессионных соглашений скорректирован, исходя из роли единой теплоснабжающей организации («ЕТО»), которая будет заключать договоры с потребителями. Такая организация получает преимущественные права при заключении концессионных соглашений в зоне ее деятельности:

При проведении конкурса

В случае принятия решения о заключении концессионного соглашения конкурсная документация направляется ЕТО, которая вправе заключить такое концессионное соглашение без проведения конкурса. Однако если ЕТО откажется либо не направит ответ в установленный срок, то конкурс будет проводиться в общем порядке.

При проведении «частной инициативы»

Если уполномоченным органом концедента принято решение о возможности заключения концессионного соглашения по предложению потенциального инвестора, и оно размещено на сайте www.torgi.gov.ru, ЕТО имеет преимущественное право на заключение такого соглашения. Однако она обязана возместить потенциальному инвестору обоснованные расходы, связанные с подготовкой предложения.

Кроме того ЕТО вправе сама направить предложение о заключении концессионного соглашения в порядке «частной инициативы». В таком случае оно не размещается на сайте www.torgi.gov.ru – соглашение сразу заключается с ЕТО.

Таким образом, внесенные изменения не влияют на уже заключенные концессионные соглашения (в том числе в части согласованных долгосрочных параметров регулирования), но позволяют в будущем реализовать как регулируемые, так и нерегулируемые концессии.

Читать подробнее...

Обзор: качество коммунальных концессий

Эксперты юридической компании P&P Unity подготовили обзор по вопросам качества концессий в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. В его основе анализ почти 500 концессионных проектов, объявленных к реализации в этом году. В обзоре содержится статистика и анализ ошибок, чаще всего допускаемых  при подготовке проектов, описание ключевых тенденций.

Цель обзора - привлечь внимание к проблеме низкого качества концессионных проектов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также помочь участникам рынка избежать наиболее часто встречающихся ошибок при подготовке проектов.

Обзор можно скачать здесь.

Читать подробнее...

Субъект РФ – третья сторона концессии

С 1 января 2017 года субъект РФ является самостоятельной стороной концессионного соглашения в отношении объектов водо- и теплоснабжения. Правило работает в случаях, когда полномочия субъекта РФ по регулированию тарифов в данной сфере не переданы муниципалитету.

Логика новеллы понятна: отраслевым законодательством полномочия в сфере тарифного регулирования отнесены к компетенции субъекта РФ; при этом в некоторых случаях за риски, связанные с недополучением тарифной выручки, будет отвечать муниципалитет, как сторона концессии (например, если соглашение расторгнуто из-за занижения тарифа).

Перечень потенциальных функций субъекта РФ перечислен в статье 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»: утверждение тарифа и инвестиционной программы для концессионера в соответствии с условиями соглашения, возмещение недополученных доходов и экономически обоснованных расходов. Субъект РФ может также выполнять дополнительные обязанности, если это предусмотрено региональными нормативными актами.      
 
Изменения, безусловно, со знаком плюс. Но произошла ли «революция»?

Наш ответ: скорее нет, чем да, принципиально новых гарантий для концессионера не появилось. Отраслевое законодательство как сейчас, так и до вступления в силу новелл гарантирует утверждение тарифным органом тарифа на базе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных в самом соглашении, а также компенсацию недополученных доходов (в определенных случаях)*.

Полагаем, что возможность компенсации экономически обоснованных расходов концессионера со стороны субъекта РФ можно рассматривать как важную новеллу, но пока на подзаконном уровне не урегулированы случаи и порядок такой компенсации.


Субъект РФ продолжит осуществлять именно те функции, которые он и ранее был обязан выполнять. Включение субъекта РФ в концессионное соглашение, с одной стороны, позволит применять к региону договорные санкции, а, с другой стороны, может несколько усложнить процедуры изменения и расторжения концессионного соглашения.

Для рынка и инвесторов - тренд положительный, организационные сложности – решаемы, с учетом того, что передача в концессию объектов водо- и теплоснабжения, как правило, происходит при активном участии субъекта РФ.


* Теплоснабжение: статья 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; пункт 12 Правил установления долгосрочных параметров <…>., утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075; постановление Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 «О порядке расчета размера возмещения <…>».

Водоснабжение и водоотведение: статья 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; пункт 31(1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406; постановление Правительства РФ от 01.07.2014 № 603 «О порядке расчета размера возмещения <…>».

Читать подробнее...

облачный сервис для тсж, ЖСК, ук жкх
Инфокрафт ЖКХ 365
- Расчет ЖКУ;
- Бухгалтерский учет;
- Обмен данными с ГИС ЖКХ.
Узнать больше
вниз
наверх