x

Узнавай горячие новости первым!

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, чтобы первым
узнавать новости Реального ЖКХ.

Нажмите "Подписаться на новости", чтобы читать нас Вконтакте

Я уже подписался, спасибо!

Создать свой блог Создайте собственный блог и расскажите другим
пользователям о ЖКХ вокруг вас.
  • Архив

    «   Декабрь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31          

Cносить нельзя ремонтировать

В начале ноября в Государственной Думе РФ началось обсуждение поправок в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», внесенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Поправки направлены на изменение условий ремонта ветхих многоквартирных домов и расселение граждан из аварийного жилфонда. Эксперт сферы ЖКХ Александр Костюков объяснил, как правильно поставить запятую в предложении «Сносить нельзя ремонтировать» и почему обсуждение этой темы вызывает горячие споры.
Президент России Владимир Путин более года назад поставил задачу сократить количество непригодного для проживания людей жилья. На разработку концептуального решения вопроса у Минстроя ушло около года. В ноябре 2019 г. оно было внесено в Госдуму в виде поправок к законодательству. Ожидается, что они вступят в силу с января 2020 года. Поставленную президентом задачу правительство планирует выполнить двумя способами: ускорить расселение жильцов из аварийного фонда и сократить объем жилфонда, который признается аварийным.
Эксперт в сфере ЖКХ Александр Костюков отмечает, что в предлагаемых поправках отсутствует упоминание такого понятия как «ветхое жилье». Отныне предлагается считать многоквартирный дом либо аварийным, либо не аварийным.
По словам эксперта, термин «ветхое жилье» часто употребляют в значении «аварийное», хотя между ними есть принципиальная разница. В «ветхом», несмотря на дискомфорт, для жильцов сохраняется безопасность, в «аварийном» — она отсутствует. Как установить грань безопасности, в действующем законодательстве прописано довольно расплывчато, что и это стало основой злоупотреблений на местах. В итоге, от термина «ветхое жилье» решили отказаться и предложили ввести более четкую систему признания дома аварийным, чтобы у муниципальных властей не было возможности искусственно лишать дом возможности войти в региональную программу расселения.
— По действующим правилам, можно признать аварийным жилье, в котором несущие конструкции имеют износ более 70 процентов, — говорит Александр Костюков. — Это само по себе представляет опасность для проживания в таком доме людей. Однако в населенных пунктах полно домов, которые формально под эти требования не попадают.
Эксперт приводит пример, когда общий износ конструкций МКД составляет 60%, но отдельные конструктивные элементы имеют износ около 100%. Жить в таком доме явно небезопасно, но, согласно действующим нормам, можно. Новые правила, предлагаемые Минстроем, будут определять аварийность МКД по его фактическому состоянию, а не по пригодности его отдельных элементов и коммуникаций.
Пока дом не признан аварийным, Минстрой предлагает на нем не экономить и включить в дополнительную программу капитального ремонта. Она ускорит ремонт многоквартирных домов с высоким уровнем износа до 3 лет. Согласно новому законопроекту, для этого предлагается создать специальную подпрограмму по капремонту. Финансирование будет трехсторонним: часть денег возьмут из взносов граждан на капремонт, часть — из федерального бюджета и часть профинансирует региональный бюджет. Таким образом, удастся добиться того, чтобы люди могли жить в безопасных и, самое главное, в человеческих условиях до момента, когда их дом признают аварийным.
— Именно это предложение Минстроя вызвало споры как среди экспертов, так и среди рядовых жителей, — говорит Александр Костюков. — Люди считают, что ремонтировать дома с высокой степенью износа не имеет никакого смысла: стоимость ремонта сравнима со стоимостью строительства нового дома, при этом престижность проживания в отремонтированном доме резко ниже новостройки. В стране сложилась ситуация, в которой люди десятилетиями живут в развалюхах, ожидая, когда же их дом признают аварийным, чтобы за счет государства получить новую квартиру. По их мнению, запятая в предложении «Сносить, нельзя ремонтировать» обязательно должна стоять после слова «Сносить».
Эксперт Александр Костюков поясняет, что если предложенные Минстроем поправки будут приняты, то они, в целом, закроют и проблему проведения планово-предупредительного ремонта ветхого фонда:
— Отремонтировать ветхие дома в полном объеме за счет только лишь средств, собираемых по статье «текущий ремонт», на практике очень не просто. Ежедневное обслуживание домов, которые все еще по привычке называют аварийными, влетает в копеечку и зачастую напоминает плаванье на дырявой надувной лодке: затыкаешь дыру в одном месте, тут же течь образуется в другом, затыкаешь ее – прорывает в третьем, и так по кругу. А жители надеются на переселение и обычно даже слышать не хотят о дополнительных взносах на ремонт разваливающего дома.
Дополнительными мерами, способствующими переселению граждан из аварийного жилья по новым правилам, могут стать: предоставление собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, создание специализированного (маневренного) жилого фонда, осуществление дополнительных социальных выплат на цели обеспечения жильем собственников жилых помещений, расположенных в подлежащих расселению аварийных домах, предоставление субсидий застройщикам при реализации механизма по развитию застроенных территорий. Все эти меры удачно дополняют уже существующие механизмы переселения граждан из аварийного жилья, и, безусловно, они помогут ускорить процесс сокращения количества аварийных домов в стране.
— Мы надеемся, что с увеличением финансирования ремонта в рамках новой подпрограммы старые изношенные дома удастся качественно отремонтировать и содержать их станет менее затратно, — говорит Александр Костюков. — Сейчас же собранных средств жильцов, внесенных в фонд капремонта, хватает только на незначительный восстановительный ремонт. Глобально же состояние ветхого дома такой ремонт не улучшает, то есть не останавливает скорость его ветшания. Я считаю, что с появлением новых поправок к законодательству появляется реальный шанс не только улучшить условия жизни людей, но и остановить износ ветхих домов.

Читать подробнее...

Проблемы мусорной реформы

Несмотря на то, что первый год мусорной реформы подходит к концу, и у населения, и у операторов по обращению с твердыми коммунальным отходами остается немало вопросов к справедливой организации процесса. В связи с этим, Министерство природных ресурсов и экологии РФ в октябре текущего года было вынуждено направить в регионы России разъяснения по наиболее острым вопросам обращения с ТКО. Эксперт сферы ЖКХ Александр Костюков разъяснил самые трудные места документа.
Indoor и Out of home
Эксперт обратил внимание, что главное определение твердым коммунальным отходам (ТКО) в российском законодательстве дается в федеральном законе 1998 года «Об отходах производства и потребления». В нем указывается, что ТКО – это отходы, образующиеся исключительно в пределах жилых помещений и в процессе потребления физическими лицами. К ТКО также относятся любые товары, утратившие свои потребительские свойства, и отходы юридических лиц, похожие по составу на бытовые отходы жителей квартир.
Несмотря на то, что в законодательстве имеются четкие определения, на практике возникают сложности в установлении ответственного за вывоз, скажем, опавшей листвы или спиленных деревьев. Эти отходы образуются не в жилых помещениях, и, исходя из вышеприведенных определений, оператор ТКО к неудовольствию жителей дома имеет полное право не брать этот мусор на борт мусоровоза.
— Современные законы, регулирующие правила обращения с ТКО, довольно многословны, и оттого бывает непросто найти ответ на, казалось бы, простой вопрос: кто и что должен вывозить при уборке придомовой территории, – поясняет эксперт Александр Костюков. – В истории с вывозом листвы со двора многоквартирного дома не очевидно, что природный мусор относится к ТКО. Однако операторы ТКО обязаны его вывозить, т.к. листья деревьев и другой мусор, который наметают дворники, входят в понятие «уличный смёт». Он учитывается при определении нормативов ТКО, и потому обязателен к вывозу силами операторов ТКО.
А вот вывезти и утилизировать ветки деревьев, по мнению эксперта, обязаны местные органы власти, т.к. именно они выдают порубочные билеты и отвечают за соблюдение ГОСТа №56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации… Услуги содержания придомовой территории». Однако довольно часто органы местного самоуправления предпочитают возлагать ответственность за вывоз любого мусора на операторов ТКО или на управляющие компании. Что и вызывает конфликты.
Кошмар мусорщика
По словам Александра Костюкова, не менее актуальным сегодня остается вопрос ответственности за вывоз строительного мусора, особенно, когда в многоквартирном доме происходит текущий или капитальный ремонт. Строительные бригады подкидывают производственные отходы к мусорным контейнерам, и они лежат пока оператор ТКО выясняет его происхождение. Казалось бы, зачем выяснять, ведь очевидно, что мусор нужно вывозить, а контейнер освобождать. Но эксперт Александр Костюков говорит, что и тут есть нюансы.
— Отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором по обращению с ТКО, – объясняет Александр Костюков. – При этом отходы после капитального ремонта не относятся к ТКО, и региональные операторы за него не отвечают. Возникает вопрос, как на месте оперативно отличить отходы текущего ремонта от капитального? В теории все просто: оператор может обратиться в управляющую организацию и уточнить, что за мусор находится на контейнерной площадке. Но на практике сделать это оперативно удается не всегда, и, уже вывезя мусор, операторы требуют компенсировать им расходы, если выясняется, что мусор был «капитальным».
В понятие «погрузка» входит и «уборка»
Болевой точкой остается и вопрос содержания мусорных площадок. Мусорщики, экономя рабочее время и ГСМ, пытаются отказываться от уборки выпавшего при погрузке мусора, возлагая ответственность за уборку вокруг контейнеров на собственников контейнерных площадок. Однако, по законодательству, ответственность за уборку выпавшего мусора возложена на приехавшую бригаду мусорщиков. При этом понятие «погрузка» включает в себя уборку места погрузки, под которой понимаются действия по подбору оброненного или высыпавшегося мусора. Так что дворники ТСЖ или УК не должны подбирать выпавший при погрузке мусор, делая чужую работу.
Если неряшливое разбрасывание мусора произошло не по вине мусорщиков, то в соответствии «с подпунктом 18 пункта 1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» за подметание мусора вокруг контейнеров отвечают органы местного самоуправления, но только в том случае, если контейнерная площадка не является частью общего имущества собственников многоквартирного дома.
Каждая метла по-своему метет
Если контейнерная площадка (в нормативных документах ее называют «местом накопления ТКО») является частью общего имущества собственников МКД, то, судя по российскому законодательству, обязанность по содержанию мест накопления ТКО – в том числе очистка и обслуживание мусоропроводов, выкатка контейнеров из мусороприемных камер – лежит на собственниках МКД и обслуживающей этот дом управляющей организации. Плата за это входит в состав платы за содержание жилого помещения.
В остальных случаях создание и содержание мест накопления ТКО производится за счет органов МСУ. Под содержанием понимается обслуживание контейнерной площадки (покраска и ремонт), санитарная очистка, подбор разбросанного мусора. Таким образом, содержание контейнерной площадки относится к полномочиям ее собственника (муниципалитета или жителей МКД). К обязанностям оператора ТКО создание и содержание мест накопления ТКО не относится.
Кроме того, организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
— Данное разъяснение особенно актуально для тех муниципальных районов, где фиксируется регулярная порча контейнеров и попытки переложить обязанности муниципалитета на регионального оператора, – пояснил Александр Костюков.
За чей счет бак?
Министерство природных ресурсов и экологии РФ пояснило, что мусорные контейнеры могут приобретаться собственниками земельных участков, органами местного самоуправления, которые организовали площадки для накопления ТКО, и лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями. При этом, уточнили в министерстве, региональный оператор может приобретать контейнеры в пределах 1% от валовой выручки. Эксперт Александр Костюков обратил внимание, что у многих операторов такие расходы не заложены в бюджет из-за низкого сбора платежей населения. А потому основная нагрузка в этом вопросе в начале следующего года может лечь на бюджеты местного самоуправления.
— Кроме того, – говорит Александр Костюков, – Министерство природных ресурсов и экологии РФ поясняет, что ликвидация несанкционированных свалок тоже ложится на плечи местного самоуправления, если свалка находится на «ничейной территории». Но на эту статью расходов в небогатых муниципалитетах обращают внимание в последнюю очередь, прикрываясь поисками виновника.

Читать подробнее...

Ловушку для ЖКХ остановили вовремя

1 октября в России должны были вступить в силу новые правила обращения в суд, которые нарушили бы равенство прав юридических и физических лиц. Необычная коллизия коснулась исключительно сферы ЖКХ. Эксперт отрасли Александр Костюков объяснил, что заставило перенести срок вступления новых правил в силу и какой урон отрасли ЖКХ они могут нанести после вступления, если их не изменить.
Правила, которые должны были вступить в силу 1 октября, связаны с новыми требованиями ГПК и судебной реформой, начинающейся в России. Они предполагают, что для того, чтобы в судебном разбирательстве не произошло путаницы, ответчик, как физическое лицо, должен быть идентифицирован одним из шести идентификаторов: СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства, ОГРНИП (для индивидуального предпринимателя).
Хотя бы один из таких идентификаторов должен был с 1 октября указываться истцом-юридическим лицом во всех видах заявлений, подаваемых в суд. И если бы такие требования обновленного ГПК вступили в силу, то они сделали бы невозможной претензионно-исковую работу в сфере ЖКХ. Она была бы просто парализована из-за невозможности жилищных и коммунальных предприятий обратиться в суд для взыскания долгов с граждан.
По этой причине действующий порядок обращения в суд обещали продлить на полгода — до 1 апреля 2020 года. По мнению эксперта Александра Костюкова, перенос срока действия «закона о судебных идентификаторах» — правильное решение. Иначе предприятия ЖКХ столкнулись бы с большими проблемами, т.к. они могли лишиться возможности взыскивать долги с потребителей за оказанные услуги.
— Введение судебных идентификаторов чуть было не поставило отечественную отрасль ЖКХ в крайне затруднительное положение, — говорит Александр Костюков. — Ситуация в отрасли и без того сложная, так как несколько месяцев назад предприятиям ЖКХ запретили передавать долги неплательщиков коллекторам, и вся работа по взысканию долгов легла на плечи самих предприятий. Ресурсоснабжающие и домоуправляющие компании все еще ищут варианты перехода на новую модель работы с должниками, и взыскание долгов происходит довольно медленными темпами.
Как рассказал эксперт, компании ЖКХ, до этого активно пользующиеся услугами коллекторов, оказались не готовы оперативно охватить всю досудебную работу с должниками. По этой причине уже к концу года будет заметно, что долги граждан накапливаются более быстрыми темпами. Со временем это может привести к тому, что рынок будут вынуждены покинуть добросовестные компании.
Взыскание долгов в сфере ЖКХ с 1 октября могло и вовсе остановиться, ведь «закон о судебных идентификаторах» не учел специфику жилищно-коммунальной сферы, — говорит Александр Костюков. — У многих предприятий ЖКХ нет официального источника получения персональных данных собственников жилья. Пойти в суд предприятиям ЖКХ после 1 октября оказалось бы просто не с чем.
Эксперт пояснил, что многие предприятия жилищно-коммунальной отрасли не имеют доступа к персональным данным жителей МКД, так как многие договоры в этой сфере заключаются конклюдивно. Например, договор об оказании коммунальных услуг между потребителем и ресурсоснабжающей организацией или между УК и регоператором по обращению с ТКО. Обязанность по уплате взносов за капремонт также возникает в силу закона, а не договора. Даже реестр собственников помещений в МКД не содержит ни одного из идентификаторов, которые требовалось иметь с 1 октября.
Описывая крупные пласты законодательства, которые необходимо привести в соответствие к 1 апреля следующего года, Александр Костюков опасается, что шести месяцев, выделенных для этого, будет не достаточно:
— Я бы не хотел, чтобы 1 апреля 2020 года стал днем смеха сквозь слезы, но объем работы реально велик. Нужно отрегулировать десятки законов и подзаконных актов.
Эксперт А. Костюков считает, что проблема, возникшая в отрасли, должна быть решена как можно скорее. Одним из вариантов ее разрешения он называет поиск официального источника получения предприятиями ЖКХ требуемых идентификаторов. Если этого не сделать, то в спорах о реформировании судебной системы может потеряться главный постулат о том, что у всех должны быть равные права при обращении в суд.
Пока же у Госдумы и Правительства остается не так много времени на принятие взвешенных решений, которые могли бы сбалансировать интересы сторон и не нарушили бы ничьих прав.

Читать подробнее...

Один за всех, и без доверенности!

Ведущий эксперт отрасли ЖКХ Александр Костюков рассказал, к чему приведет принятие новой поправки в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ.
По действующему законодательству, в каждом многоквартирном доме (МКД), управление которым осуществляет управляющая организация, должен иметься совет МКД и председатель такого совета. Этот коллегиальный орган, состоящий из неравнодушных соседей, проводит работу с собственниками жилья, а председатель совета дома представляет интересы дома в разных инстанциях.
По мнению ведущего эксперта отрасли ЖКХ Александра Костюкова, практика последних лет показала, что в работе председателей совета МКД появилась устойчивая проблема: собственники квартир или коммерческих помещений отказываются предоставлять доверенность на подписание договора управления с управляющей организацией. Проблема «неподписантов» напрямую отражается на работе управляющих компаний.
— Сейчас председатель Совета дома не может без доверенности собственников помещений подписать договор управления от имени всех собственников помещений даже при наличии решения общего собрания, — говорит Александр Костюков. — Доверенность от собственников помещений так же нужна для контроля над выполнением обязательств по ранее заключенным договорам оказания услуг. При непосредственном способе управления общим имуществом председатель совета дома контролирует выполнение работ по его содержанию и ремонту также по доверенности. При этом позиция пассивных людей, отказавшихся участвовать в собрании или подписывать доверенность, не влечет для них никаких правовых последствий. Законодательство никак не мотивирует людей принимать участие в жизни дома.
Сложившаяся практика привела к ряду трудностей, связанных, прежде всего с взаимоотношениями между председателем Совета дома, управляющей организацией и третьими лицами.
— В связи с этим, депутаты Госдумы решили исправить ситуацию и законодательно отменить оформление доверенности владельцев помещений председателю Совета своего дома, — говорит эксперт. — В поправке к статье 161.1 Жилищного кодекса РФ, которая находится на рассмотрении Госдумы, предлагается позволить председателю Совета дома работать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений МКД, действуя без доверенности от имени всех собственников помещений.
Такую позицию депутатов Госдумы ведущий эксперт отрасли ЖКХ Александр Костюков объясняет самой сутью работы председателя Совета дома:
— Такой активный гражданин избирается решением общего собрания дома, подотчетен ему и действует во исполнение решений такого собрания. Очевидно, что оформление доверенностей от собственников дома загромождает работу общественным активистам. Хорошо, что депутаты задумались, как можно облегчить таким людям условия работы.
Рассмотрение поправок в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ запланировано на осень 2019 года.

Читать подробнее...

Срок исковой давности хотят сделать бессрочным

На законодательном уровне планируется отменить срок исковой давности по спорам об общем имуществе многоквартирного дома.
— Совсем скоро в статье 36 Жилищного кодекса РФ может появиться небольшое изменение, которое приведет к большим последствиям, — считает эксперт отрасли ЖКХ Александр Костюков говоря о назначении новой законодательной поправки о бессрочном сроке исковой давности по спорам об общем имуществе МКД.
По словам эксперта, в российских многоэтажках накопилось немало проблем, связанных с этой проблемой:
— Начиная с первых дней приватизации жилья в России, возникло заблуждение, что «общественные места» в многоквартирных домах принадлежат муниципалитетам. На этом основании колясочные, лифтерные, подвалы, земельные участки оказались сданы в аренду или проданы и затем превратились в магазинчики, мастерские, хостелы и даже шашлычные.
Для местных бюджетов сдача таких помещений в аренду — стала серьезной статьей дохода, для бизнеса — выгодным приобретением. Поэтому не удивительно, что в некоторых городах, где арендные ставки на недвижимость высоки и есть коммерческий спрос, количество отчуждаемых помещений доходит до 90 процентов. Владельцы магазинчиков и мастерских, арендуя эти помещения у муниципалитета, нередко игнорируют вопросы их содержания.
Тем временем, занятые сторонними организациями нежилые помещения де-юре являются общим имуществом собственников МКД, говорит Александр Костюков. Однако отстоять свои права на них собственникам очень и очень не просто: факт принадлежности нежилых помещений к общему имуществу в МКД при зарегистрированном праве собственности на такие помещения можно оспорить только в судебном порядке. Для жителей многоквартирного дома это влечет большие расходы.
В масштабах страны свое общедомовое имущество потеряли 20 процентов МКД. Такие цифры приводят общественные организации, которые пытаются сдвинуть проблему с места. Из-за несовершенства законодательства жители МКД очень долго не могут добиться возврата отчужденных чердаков и подвалов, в которых размещено инженерное оборудование их дома, требующее технического обслуживания. Одним из препятствий является 3-летний срок исковой давности, по истечению которого жильцы дома теряют право возвратить подвал или колясочную. Есть случаи, когда суды, отказывая жильцам дома, ссылаются на разъяснения высших судебных инстанций о том, что помещения общего пользования и так по праву принадлежат собственникам, поскольку те имеют доступ к общедомовым коммуникациям.
Да, Жилищный кодекс РФ, в целом, установил режим общего имущества в МКД, основанный на принципах единства и неделимости, — говорит Александр Костюков. — Предусмотрены положения, препятствующие незаконному исключению элементов общего имущества из общей долевой собственности собственников помещений в МКД. За последние годы была выработана и правоприменительная практика, и собственники все чаще восстанавливают свое право общей долевой собственности на нежилые помещения, предназначенные для обслуживания их дома.
Однако истечение 3-летнего срока исковой давности довольно часто становится основанием для отказа в удовлетворении требований жителей МКД и мешает им восстановить права собственности. Такая позиция закона (читай — государства) существенно влияет, в первую очередь, на безопасность проживания в МКД, считает Александр Костюков. Эксперт уверен, что собственники помещений должны иметь право на защиту своего имущества в любое время, а не только в течение трех лет.
В этой связи отмена 3-летнего срока исковой давности в спорах о владении, пользовании и распоряжении общим имуществом в МКД станет хорошей поддержкой актива дома в стремлении улучшить условия проживания, считает эксперт.
В то же время Александр Костюков отметил, что муниципальные власти смягчили свою позицию и уже иначе смотрят на вопрос возврата отчужденных помещений. Своими решениями они признают ранее проданные или сданные в аренду помещения частью общего имущества МКД. Однако, такая позитивная ситуация есть далеко не везде. Мешает бюрократически сложный механизм проведения муниципальных комиссий с участием всех заинтересованных сторон и несостыковки в законе, которые, например, не позволяют передать все муниципальные помещения собственникам одним реестром. Поэтому следующим логичным шагом Госдумы после отмены срока исковой давности может стать разработка единого алгоритма возврата собственникам их общего имущества, говорит Александр Костюков.

Читать подробнее...

Вырастут ли платежи за отопление?

Эксперт отрасли ЖКХ Александр Костюков назвал некорректной информацию, о том, что у жителей первых этажей МКД могут резко вырасти платежи за отопление.
По мнению эксперта отрасли ЖКХ Александра Костюкова, поводом для домыслов стало Постановление Правительства РФ, устанавливающее требования к расчету нормативов потребления коммунальных услуг. Отдельные положения Постановления вступят в силу в 2020 году.
Они введут новую формулу расчета норматива потребления отопления для тех домов, которые не оборудованы общедомовыми приборами учета тепла, причем, с дифференциацией в зависимости от нескольких параметров, в т.ч. – от этажности МКД.
Это, безусловно, может стать шагом к увеличению корректности в начислениях платы за эту услугу.
«Однако, дифференциация норматива на отопление только от этажности МКД или от расположения квартиры на каком-то конкретном этаже является некорректной, необъективной, поскольку норматив сам по себе является некой средней условной величиной потребления и не отражает фактическое расходование коммунального ресурса», – говорит эксперт.
Александр Костюков уточняет, что для объективного расчета услуги необходимо учитывать и материал стен дома, материал межэтажных перекрытий, удаленность от центрального теплового пункта, наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта и автоматики, износ подводящих труб и т.п., а в целом – класс энергоэффективности дома.
До введения дифференцированных нормативов необходимы результаты исследований, подтверждающие такую дифференциацию, учитывающие как технические аспекты, так и социальные предпосылки, поясняет эксперт.
Потребители коммунальных услуг негативно восприняли новость о повышении платы за тепло для квартир первых этажей. В связи с этим необходимо проводить разъяснительную работу. «До потребителей нужно донести информацию, что в случае, если собственники многоквартирных домов не установят общедомовой прибор учета, то в будущем, возможно, произойдет изменение платы за тепло», – рассказал Александр Костюков.
«Если нормативы потребления  коммунальных услуг устанавливать не как среднюю величину по многоквартирному дому, то жители небольших и старых домов будут платить больше, и это крайне не справедливо, так как, в основном, именно у этих домов нет технической возможности установить общедомовой прибор учета, – считает Александр Костюков. – Но сроки и условия введения таких изменений зависят от региональных властей».

Читать подробнее...

Создание федеральной жилищной инспекции

Эксперт рынка ЖКХ и руководитель инвестиционной компании АО «ДомКом Инвест» Александр Костюков прокомментировал идею создания в России федеральной жилищной инспекции, которую озвучил на ПМЭФ в Санкт-Петербурге вице-премьер Виталий Мутко.
По словам руководителя инвестиционной компании АО «ДомКом Инвест» Александра Костюкова, в настоящее время в государственной жилищной инспекции (ГЖИ), по сути, отсутствует федеральная административная вертикаль подчинения региональных подразделений федеральной власти. Органы ГЖИ формируются и осуществляют свою работу на основании регионального административного регламента, утвержденного первым лицом субъекта РФ. Почти повсеместно региональные ГЖИ находятся в подчинении у местных министерств ЖКХ и у заместителей губернаторов.
По мнению Александра Костюкова, за годы своего становления органы ГЖИ накопили богатый опыт в работе, но единого центра принятия решения в масштабах страны не приобрели. «Одна из причин отсутствия в стране федеральной службы ГЖИ кроется в нежелании увеличивать количество федеральных госслужащих, — считает Александр Костюков. — Изначально предполагалось, что региональные ГЖИ справятся с поставленными задачами лучше и качественнее федеральных без дублирования функционала и раздувания штата. Так оно и произошло бы, если бы не «конфликт интересов», о котором сказал Виталий Мутко».
По действующему законодательству, Главным государственным жилищным инспектором РФ является  заместитель министра строительства и ЖКХ. Виталий Мутко назвал сложившуюся ситуацию «парадоксом», в котором издающий приказы чиновник одновременно является государственным контролером своих же действий.
Разделение функций замминистра ЖКХ РФ и Главного госжилинспектора РФ оправдано, считает Александр Костюков. Однако, это не значит, что в стране будет создана еще одна структура ГЖИ, полностью дублирующая работу региональных ГЖИ. По мнению эксперта, скорее всего, речь идет о создании на федеральном уровне своеобразной управленческой «надстройки» — минимальной структуры, достаточной для координации деятельности службы ГЖИ в регионах.
Эксперт отметил, что в настоящее время действует норма, по которой каждый регион согласовывает с Минстроем назначение главного жилищного инспектора субъекта РФ. Сохранится ли эта норма после появления федеральной службы ГЖИ, не известно, но уже понятно, что та структура, о которой заявил вице-премьер, не будет подвержена региональному и муниципальному влиянию. «Как точно будут передаваться полномочия, еще не ясно, но думаю найдутся субъекты, которым такое предложение будет не по душе, особенно там, где процветает высокий уровень коррупции», — говорит эксперт.
По смыслу грядущих изменений федеральным может стать и лицензирование управляющих компаний, считает руководитель «ДомКом Инвест». Это означает, что управляющей организации достаточно будет иметь одну лицензию для работы в разных регионах страны. В настоящее же время региональные лицензии, выданные в одних субъектах, не действуют в других, а процедура контроля за выполнением лицензионных требований часто используется в качестве инструмента выдавливания нежелательных конкурентов с территории.
Александр Костюков называет удачей то, что заявление Мутко совпало с периодом интенсивной подготовки очередного пятилетнего плана развития отрасли ЖКХ, до окончательного утверждения которого Правительством РФ осталось пять месяцев.

Читать подробнее...

Страницы: 1 | 2 | След.
облачный сервис для тсж, ЖСК, ук жкх
Инфокрафт ЖКХ 365
- Расчет ЖКУ;
- Бухгалтерский учет;
- Обмен данными с ГИС ЖКХ.
Узнать больше
вниз
наверх