x

Узнавай горячие новости первым!

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, чтобы первым
узнавать новости Реального ЖКХ.

Нажмите "Подписаться на новости", чтобы читать нас Вконтакте

Я уже подписался, спасибо!

Сергей Иванов: «Бурятии нужна реформа ЖКХ»

Главная »  Архив новостей » Сергей Иванов: «Бурятии нужна реформа ЖКХ»
Системе жилищно-коммунального хозяйства Бурятии необходима масштабная реформа. Управляющие организации больше не должны обслуживать дома, ограничившись только функциями управления. Нужна новая категория компаний, которые возьмут на себя основные виды жилищных услуг. А Советы домов – получить право распоряжаться размерами тарифов ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство Бурятии продолжает лихорадить. Высокие тарифы, безответственность управляющих компаний, неурегулированность отношений между игроками – такова картина на сегодня. «Управляшки» не платят ресурсникам, а, накопив долги, уходят на банкротство.

Ресурсники завышают собственные расходы, которые закладываются в тарифы. Население продолжает платить за комуслуги деньги, в разы превышающие платежеспособный спрос. Собираемость, как и прежде, – оставляет желать лучшего. Предприятия и жители должны за услуги ЖКХ миллиарды рублей.

Последние события в этой сфере, такие как обязательное лицензирование «управляшек», введение новых правил оплаты отдельных услуг, не прибавили ясности и не улучшили ситуацию. А значит, систему пора менять.

Такова точка зрения депутата горсовета, гендиректора компании «Энком», лидера БРО «Партии Роста» Сергея Иванова.

– Как Вы на сегодня оцениваете жилищно-коммунальное хозяйство Бурятии и тарифное регулирование этой сферы?

– Сфера ЖКХ, в частности управление многоквартирными домами, у нас сегодня богата на катаклизмы. На мой взгляд, эффективность работы управляющих компаний сейчас недостаточно высокая, как и прозрачность их деятельности. Одно из последствий этого – иногда неоправданно высокие затраты, которые включаются в тариф для населения.

Кроме того, большой недостаток системы ЖКХ – это законодательство, по которому управляющие организации должны заключать договоры энергоснабжения с ресурсоснабжающими компаниями. И поэтому «управляшки» должны отвечать за сбор денег с населения и за оплату этих денег ресурсникам.

Сегодня каждая ресурсоснабжающая организация имеет список задолжавших за энергию управляющих компаний. По сути, многие из них находятся в предбанкротном состоянии, которое создается преднамеренно. Собираются деньги за тепло, электроэнергию и за услуги «Водоканала», но до конечного получателя они не доходят. Круг замкнулся, и разорвать его на сегодняшний день просто необходимо.

– И каковы же пути решения этой проблемы в Бурятии? 

– На сегодняшний день существуют достаточно простые и эффективные способы выхода из этой ситуации. По моему мнению, начинать нужно со структуры управления этими домами.

Мы должны разделить функции управления и обслуживания многоквартирных домов.

То есть управляющим компаниям мы должны оставить функции управления – это, в основном, мероприятия организационные, которые не требуют больших финансовых затрат. Основной статьей расходов является заработная плата.

Если они будут необоснованно завышать свои расходы – то есть зарплаты – значит, они окажутся неконкурентоспособными по сравнению с другими управляющими организациями. Сработает закон рынка, и их просто заменят другие.

Функцию обслуживания нужно передавать специализированным обслуживающим организациям, которые занимаются внутридомовыми электрическими, тепловыми сетями, сетями горячего и холодного водоснабжения и канализациями.

Здесь должны работать автоматически те же принципы регулирования рынка – у кого меньше стоимость услуги и выше качество, тот и завоевывает этот рынок.
Они будут получать право на обслуживание дома в соответствии с Жилищным кодексом, на это необходимо решение общего собрания собственников.

– Каков в этом случае механизм захода специализированных предприятий на рынок Бурятии?

– Для того чтобы эта система работала, нужно создать на первом этапе некоммерческие партнерства управляющих и обслуживающих организаций. Через некоммерческие партнерства можно установить единые правила игры, единые подходы, стандарты к работе и управляющих, и обслуживающих компаний.

Тот, кто не войдет в некоммерческие партнерства, автоматически окажется неконкурентоспособным, будет подвержен контролю со стороны Советов домов, которые также необходимо будет развивать.

После создания некоммерческих партнерств следующим этапом должно стать создание единого расчетного центра, через который будет аккумулироваться оплата населения.
Республиканский расчетный центр – это самый эффективный способ, потому что мы в этом случае избежим недостатков в работе, которые неизбежно возникнут со стороны руководителей или сотрудников муниципальных образований. И при этом минимизируются элементы коррупции.

– Есть ли опасность, что при недостаточной грамотности населения в этих вопросах нынешние «управляшки» просто поделятся на две части, и таким образом будут работать, как и прежде, только под двумя вывесками?

– В прошлом году был запущен пилотный проект одной управляющей организации. Она рассчитала экономически обоснованный тариф на содержание и текущий ремонт жилья. Он оказался равен 14 рублям.

На 1 января мы получили результат – все управляющие компании, из-за угрозы конкуренции, сбросили цены на уровень 15 рублей с 18–22 рублей. Но при этом они пропорционально сбросили количество и качество услуг – то есть просто стали меньше работать.

Перечень работ, обязательных для включения в договор, определен законом. То есть надо проверять их договоры, в которых прописано количество, и потом проверять качество предоставляемых услуг и проверять тарифы, их обоснованность.

Советы домов к этой работе должны будут привлекать жилищные инспекции – республиканскую и муниципальную – для проверки недобросовестных управляющих компаний и недобросовестных обслуживающих организаций.

Предписания надзорных органов – это уже повод, чтобы лишить их лицензий. То есть механизмы все отработаны и находятся в ведении республики или муниципалитета.

– На Ваш взгляд, как эти крупные изменения, которые можно назвать реформой, отразятся на конкретном жителе Бурятии?

– Во-первых, мы с вами увидим снижение тарифов. В идеале любой тариф должен быть привязан к платежеспособному спросу населения. Но сегодня мы не можем себе позволить уронить цены сразу на этот уровень. Поэтому будем находить золотую середину.

Кроме этого, за счет конкуренции должны уменьшиться расходы на управление и обслуживание. Должно произойти повышение конкуренции и качества услуг на этом рынке. А за счет снижения расходов на обслуживание население получит разницу, которую сможет направить на ремонты.

Тариф для специализированных структур будет состоять из двух частей. Первая – постоянная, которая включит в себя обязательный перечень услуг, предоставляемых при управлении МКД. Вторая – переменная, которая будет зависеть от технического состояния дома или пожеланий собственников.

Допустим, жителям необходимо отремонтировать фасад дома или крышу. Делается сметный расчет, под него делается проект, рассчитывается объем финансовых средств, необходимых для капитального ремонта. После чего рассчитывается сумма увеличения тарифа на обслуживание и время, на которое этот тариф поднимается.

Совет дома выносит это предложение на общее собрание, и, если жители принимают решение, они должны одобрить и выбор подрядной организации.

Грубо говоря, Совет дома получит возможность регулировать размеры коммунальных тарифов самостоятельно. Более того, жители вправе сократить или увеличить обязательный перечень услуг. Для этого нужно активизировать население, чтобы они сами участвовали в управлении.

То есть новая система регулирования сферы ЖКХ может разом решить множество наболевших проблем, с которыми ежедневно сталкиваются и власти, и население, и сами коммунальщики. Но, для того чтобы она заработала, нам нужно приложить максимум усилий и вместе с республиканской властью проделать немалую работу. От этого зависит коммунальное будущее Бурятии.

Беседовал Владимир Пашинюк, «Номер один».
Источникgazeta-n1.ru
Опубликовано: 31 августа 2016
Поделитесь новостью с друзьями в соцсетях!
Комментарии к новости (1)
Без комментариев...
Оставить комментарийНе забудьте поделиться вашим мнением.
Онлайн-сервис для ТСЖ, ЖСК, УК ЖКХ!
Инфокрафт ЖКХ 365
- Расчет квартплаты и бухучет;
- Раскрытие информации;
- Интеграция с ГИС ЖКХ;
- Подготовка отчетности.
Узнать больше
×
Получай горячие новости ЖКХ по почте! Чтобы подписаться на еженедельную рассылку горячих новостей Реального ЖКХ - просто укажите ваш E-mail и нажмите “Подписаться”.
Форма автоматически закроется через 5 сек.

Спасибо, я уже подписался!

вниз
наверх