x

Узнавай горячие новости первым!

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, чтобы первым
узнавать новости Реального ЖКХ.

Нажмите "Подписаться на новости", чтобы читать нас Вконтакте

Я уже подписался, спасибо!

Создать свой блог Создайте собственный блог и расскажите другим
пользователям о ЖКХ вокруг вас.

Недосолили: Как в Петербурге случилась маленькая коммунальная революция

В первой половине января стрит-арт-художник из Алма-Аты Павел Кас подошёл к стене одного из домов на улице Жуковского и начал рисовать Мону Лизу в одежде дворника: оранжевая жилетка, синие пакеты для мусора, метла, совок. Тогда художник вряд ли мог предположить, что улыбчивая Джоконда будет отражать неожиданные положительные эмоции горожан, связанные с этой зимой. Кто-то называет то, что произошло, соляной революцией, кто-то пишет слова благодарности в социальных сетях за чистую обувь и выкладывает пейзажи заснеженного Петербурга. А ведь случилась лишь одна вещь: теперь в городе при уборке снега почти не используют солевые смеси. Сейчас, когда петербургская погода стремительно сменила настрой и превратила снежную сказку в бесконечную слякотную лужу, результаты отказа от соли стали совсем наглядны. Как и стало очевидно, что только соляной революцией вечную проблему уборки зимнего Петербурга не решить.


Откуда взялась соль?


В России начали бороться со снегом и гололёдом в начале XX века — в 1920 году. Тогда использовали песок, гранитную и мраморную крошку, поваренную соль, золу. Техническую соль, как главное оружие борьбы с гололёдом, начали применять в 70-х годах, а с 1996 года в Москве, Петербурге и других крупных городах ввели антигололёдные смеси, в основе которых были песок и техническая соль. Плюс у таких смесей был только один — дешевизна. Соль — крайне активное химическое вещество; из-за неё начинается коррозия труб, мостов и машин, она вредит обуви, одежде, лапам животных, историческим памятникам, попадает в почву, реки и подземные воды, угрожая окружающей среде, а порой даже вызывает аллергию у человека. Кроме того, до последнего времени для очистки тротуаров городские власти использовали химическую смесь «Бионорд», в которую входят соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий.
Техническая соль практически перестаёт действовать на снег и лёд при температуре ниже минус 10 градусов, а при низких температурах солевой раствор кристаллизуется и создаёт сплошную ледяную корку на дорогах и тротуарах, поэтому при температурах ниже минус 10 градусов коммунальные службы вынуждены применять соль вместе с песком. Это приводит к загрязнению дорог, что особенно проявляется в весенний период. Наконец, последним средством была гранитная крошка — ею посыпали улицы без интенсивного движения машин. По словам Вадима Мизюкина, начальника управления по комплексной уборке и содержанию дорог Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, это делали потому, что «при скоростях более 40 километров в час крошка царапает кузова автомобилей».
Использование таких реагентов порой приводило к довольно крупным авариям. Так, например, в январе 2009 года три района города остались без электричества из-за инцидента на подстанции «Южная». Тогда энергетики заявили, что причиной аварии стали антиобледенительные реагенты, которыми поливали Кольцевую автодорогу. Похожее произошло в 2013 году, когда в нескольких районах города отключилось электричество. И снова причиной неполадок оказались антиобледенительные реагенты, которыми обрабатывали улицы: из-за тёплой погоды облака веществ осели на изоляторах линий электропередач и спровоцировали серию локальных отключений, не связанных между собой.
Порой горожане были настолько недовольны применением солевых смесей, что устраивали локальные «солевые бунты»: например, в 2009 году жители Центрального района — товарищество собственников жилья (ТСЖ) «Миллионная 23» — запустили кампанию под названием «Антисоль». Они направили в Арбитражный суд Петербурга иск к жилищному комитету правительства города, комитету по благоустройству и дорожному хозяйству и ОАО «Автопарк № 7 „Спецтранс“», машины которого развозили и посыпали реагенты на улицы. Истцы просили суд обязать ответчиков «прекратить дальнейшее использование препарата „соли“ или иного химического реагента, содержащего „соль“ в качестве материала, способствующего таянию снега вблизи дома 23 по Миллионной улице». По результатам независимой экспертизы, которую заказали участники ТСЖ, оказалось, что из-за реагентов, которыми обрабатывалась территория около дома, идёт коррозия инженерных коммуникаций, разрушение тепловых сетей, несущих конструкций, водопроводной и канализационной систем, а также оказывается вред здоровью человека.

В итоге истцы суд проиграли. Уже в 2010 году — 21 января — они собирались провести пикет возле жилищного комитета, но чиновники Смольного не разрешили проводить мероприятие под предлогом весьма саркастичным: именно во время пикета возле стен комитета должны были убирать снег и лёд.
Впрочем, антисолевые кампании повлияли на решения властей. В 2011 году губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко предложил отказаться от соли на улицах города.
— В прошлые годы у горожан были очень серьёзные нарекания о применении противолёдных реагентов, влиянии их на обувь, учли ли вы эти пожелания? — спрашивал губернатор у Андрея Подобеды, тогда председателя комитета по благоустройству.
— 99 % используемых на петербургских дорогах реагентов — это соль поваренная пищевая. Да, она оставляет следы, но это оптимальный реагент по соотношению «цена — качество», — отвечал Подобеда.
— Давайте посоветуемся с горожанами, покупать соль или то, что менее разъедает обувь. Надо понимать, что активные реагенты негативно влияют и на инженерные коммуникации. Нет смысла экономить на этом, потому что в другом мы теряем, — резюмировал Полтавченко.
Только через пять лет власти города практически перестали использовать соль в качестве антиобледенительного средства.


Куда пропала соль?
«В этом году правительство города приняло непростое решение — максимально снизить использование противогололёдных материалов во время снегопадов, сделав основной упор на прометание и вывоз снега с дорог и тротуаров (только опасные скользкие участки посыпаются песко-соляной смесью, с содержанием соли 5–10 %), — объясняли в городском комитете по благоустройству. — Это требует больше затрат и усилий: растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения».
По словам Вадима Мизюкина, такие изменения никак не связаны с конфликтами с поставщиками солёных антиобледенительных смесей. «По планам на год у нас утверждена определённая поставка реагентов, — говорит он. — В 2011 году предложение отказаться от соли было озвучено, в 2012-м количество соли снизилось, а основные процессы начались в 2015 году. Теперь мы используем только песок и песко-солёные смеси».
Действительно, в 2012 году петербургские власти ездили в Финляндию, чтобы изучить, как со снегом борются зарубежные коллеги. Оказалось, что снег за границей не счищается полностью с тротуара, а посыпается гранитной крошкой, если это необходимо. После этой поездки количество соли для уборки улиц и тротуаров в Петербурге снизили почти в два раза в 2013 году.
Как к нововведению относятся петербургские дворники? На этот вопрос корреспонденту BBC ответил один из работников коммунальной службы, очищающий Невский проспект. По словам женщины, дополнительных трудностей не появилось. Если раньше дворники могли выбрасывать снег с тротуаров на проезжую часть, то теперь так делать нельзя — снег нужно складывать в кучки. Кроме того, дворник отметила, что как минимум в Центральном районе её коллегам не выдавали никаких реагентов — их могут использовать только специальные машины.
Вадим Мизюкин уточняет, что ни гранитную крошку, ни химические смеси вроде «Бионорда» в этом году власти не используют: «У нас есть только песко-соляная смесь. Состав у неё следующий — девять частей песка и одна часть соли». Изменились ли технологические и логистические процессы зимой 2016 года? Мой собеседник уверяет, что нет. «Количество машин, задействованных в уборке, осталось таким же — 1 514 на зиму. Это бульдозеры, тракторы, подметально-уборочные и пескосбрасывательные машины, — говорит он. — Из-за того, что мы не растапливаем лёд и снег, нам приходится просто больше их подметать и вывозить. Формируются такие валы, которые убирают в определённой очерёдности». По словам главы комитета по благоустройству Владимира Рублёвского, новый метод обходится дороже, чем в предыдущие года. Впрочем, добавляет Мизюкин, бюджет, который выделили комитету по благоустройству на 2016 год, не сильно отличается от прошлогодних сумм: «Речь идёт примерно 6,5 миллиарда рублей».
Новые методы уборки активно обсуждают и в социальных сетях. Например, в группе «ДТП/ЧП» во «ВКонтакте» идёт опрос, посвящённый изменённой технологии. 90 % (более 20 тысяч человек) опрошенных удовлетворены, что обувь и машины остались чистыми. Остальные участники опроса считают, что на дорогах стало более скользко. Кроме того, статистика ДТП, видимо, тоже говорит в пользу уборки без соли. По данным проекта «Водитель Петербурга», число ДТП в выбранный период времени при таких же погодных условиях снизилось по сравнению с прошлым годом на 10 %. Число же происшествий с пострадавшими упало на 40 %.


5f12be6445c45a246a7b4fe90ba49d3d.jpg

Можно ли совсем не использовать реагенты?
Кроме соли, которую до последнего времени любили использовать петербургские власти, существует несколько других методов очистки улиц и тротуаров. Какую-то часть из них пытались применить в прошлом в Петербурге, но технологии не прижились. Например, в западных странах вроде Германии, Швеции, Австрии и Финляндии используют песок и каменную (в том числе гранитную) крошку. Такой метод экологичен, эти вещества можно повторно использовать, но они задерживаются на улицах не больше чем на 30 минут: крошку сносит ветром, автомобилями и ногами пешеходов. Так или иначе, почти все страны Европы отказались от применения химических реагентов для уборки снега и льда. Кроме того, существует метод Торгейра Ваа — его используют в Швеции с 2004 года. Мелкий песок смешивают с горячей водой и разбрызгивают на улицах. Горячий песок вплавляется в снег и делает его поверхность шероховатой. Метода хватает на срок до недели. В США, Новой Зеландии и Канаде используют альтернативные химикаты. В США это хлорид магния. Он эффективен, но дороже, чем техническая соль, а также вызывает ещё большую коррозию металлов. Во многих городах Новой Зеландии применяют кальциево-магниевый ацетат (не вреден для металлов и слабо влияет на окружающую среду) или хлорид кальция. Ещё один способ борьбы со снегом и наледью — мочевина. Она нетоксична, но обладает недостаточной эффективностью для использования в больших городах. Впрочем, большинство стран не используют никаких средств для уборки зимой.
По мнению Семёна Гордышевского, председателя правления НП «Санкт-Петербургский экологический союз», мало кто задумывался, куда исчезала соль с улиц в прошлые года. «Либо с тротуаров и снегоплавильных установок соль попадает в канализационные стоки и затем отфильтровывается на очистных сооружениях, либо стекает с водой в каналы и выносится в залив. Причём, как ни странно, первый вариант хуже. Осадок, образующийся в очистных сооружениях, идёт на сжигание. А хлор, содержащийся в соли, при сжигании выделяет очень опасные вещества — диоксиды, полициклические ароматические углеводороды и другие соединения (видимо, речь идет о сжигании хлора вместе с другими отходами, в противном случае это не так. – Прим. ред.). В Петербурге такой осадок сжигают три завода. И вся сгоревшая бытовая химия, моющие средства и соль в виде опасных соединений разносятся от них ветром по городу», — говорит он.
Важно ли экологическое обоснование нового метода уборки снега и льда для петербургских властей? Возможно. Впрочем, в эти выходные для городских коммунальщиков наступят самые сложные времена: в Санкт-Петербурге ожидается значительное потепление — вплоть до плюса. Справятся ли службы и останется ли город таким же чистым? «Когда температура повысится, мы будем открывать ливнестоки, чтобы снег туда уходил. Но соль мы не будем использовать ни при нуле градусов, ни при плюсе. Это решение окончательное», — резюмирует Вадим Мизюков.


Источник
Расскажите друзьям в соцсетях!
Комментарии к записи (0)
Оставить комментарий к записиОбязательно поделитесь вашим мнением.
Онлайн-сервис для ТСЖ, ЖСК, УК ЖКХ!
Инфокрафт ЖКХ 365
- Расчет квартплаты и бухучет;
- Раскрытие информации;
- Интеграция с ГИС ЖКХ;
- Подготовка отчетности.
Узнать больше
×
Получай горячие новости ЖКХ по почте! Чтобы подписаться на еженедельную рассылку горячих новостей Реального ЖКХ - просто укажите ваш E-mail и нажмите “Подписаться”.
Форма автоматически закроется через 5 сек.

Спасибо, я уже подписался!

вниз
наверх