x

Узнавай горячие новости первым!

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, чтобы первым
узнавать новости Реального ЖКХ.

Нажмите "Подписаться на новости", чтобы читать нас Вконтакте

Я уже подписался, спасибо!

Создать свой блог Создайте собственный блог и расскажите другим
пользователям о ЖКХ вокруг вас.

Гладко было на бумаге...

И.Старшинов, главный редактор журнала «Коммунальщик XXI века»
У знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова есть басня «Обоз». Для тех, кто забыл ее содержание, напомню, что в ней на примере двух лошадей, везущих возы с горшками, говорится о вреде торопливости и поспешных решений. Если старый Конь спускает свой воз осторожно и без резких телодвижений, то молодая Лошадь стремясь быстро и просто разрешить задачу, несется во весь опор по рытвинам и буеракам и, в конце концов, свалилась вместе с возом в канаву. Не знаю как у Вас, уважаемый Читатель, но у меня нередко складывается впечатление, что именно эта лошадка и оказалась запряженной в карету реформы ЖКХ в России. Сплошь и рядом просматривается стремление решить сложные проблемы одним махом с использованием «простых» решений, без оглядки на то, что простота нередко бывает обманчивой.

Не так давно устами Главного жилищного инспектора России заместителя министра строительства и ЖКХ А.Чибиса и ряда других официальных лиц и общественных деятелей была озвучена новая инициатива в области энергосбережения: для того, чтобы побудить собственников более активно ставить счетчики, установить дополнительную надбавку к тарифам или иные штрафные санкции для тех у кого счетчики отсутствуют, причем данная надбавка должна увеличиваться со временем.

Судя по всему, кабинетные теоретики, разработавшие и продвигающие этот законопроект, исходили из двух простых положений:
1. Все желающие имеют возможность (в том числе и финансовую) для беспроблемной установки приборов учета;
2. Единственной причиной, препятствующей оснащению зданий приборами учета в самое кратчайшее время является безалаберность или нежелание собственников.

К сожалению, как часто бывает, жизнь оказывается несколько сложнее любых теорий. Об этом говорит история, с которой я столкнулся совсем недавно.
Один мой знакомый пенсионер решил, как законопослушный гражданин, поставить у себя в квартире приборы учета воды. Вызвал он специалиста-сантехника. А тот и говорит: дом вас старый, трубы ветхие, стояки расположены неудобно и просто на отводные трубки от общих стояков к внутриквартирной распределительной системе счетчик поставить не удастся. Надо вставлять специальные изогнутые патрубки. А поскольку трубы в доме сильно изношены (дом моего знакомого — панельная пятиэтажка постройки начала 70-х годов) то просто привинтить эти патрубки не удастся — надо проводить сварочные работы. В результате получилось, что только работы по установке установка двух счетчиков по 500-600 рублей каждый обойдутся более 6000 рублей. За само оборудование и расходные материалы придется платить отдельно. Знакомый же мой не олигарх и не топ-менеджер — живет на пенсию размером чуть более 10000 рублей. То есть выложить одномоментно 6-7 тыс. рублей для него проблема достаточно серьезная. При этом никаких льгот и преференций для жителей зданий старого жилищного фонда судя по всему предусмотрено не будет. Таким образом, человек оказался наказанным просто за то, что в свое время получил квартиру в доме, проект внутриквартирных сетей которого был сделан без учета возможности установки индивидуальных счетчиков. И таких домов по России немало.

Правда могут сказать, что законодательством предусмотрена и эта ситуация. В известном законе 261-ФЗ имеется статья 13, согласно которой управляющая компания может установить счетчики с оплатой в рассрочку на 5 лет. В этом случае моему знакомому, даже с учетом процентов равных учетной ставке Центробанка, пришлось бы выплачивать примерно 110 руб в месяц - цифра вполне разумная. И я думаю, что он на это бы пошел.
Однако в его управляющей компании сразу дали понять, что подобный вариант практически нереален. Это и понятно. Деньги на оплату установки счетчиков управляющей организации надо изыскать сразу. Возвращать же их клиенты будут в течение нескольких лет. И никаких дешевых кредитов на это не предусмотрено. То есть на УК будет в течение долгого времени висеть задолженность по этой статье или же управляющая организация вынуждено будет проводить перегруппировку статей расхода, чтобы изыскать средства на финансирование данных работ, подвергаясь при этом риску санкций со стороны контролирующих органов за не целевое использование средств собственников. Ясно, что это никому не нужно.
Не следует особо надеяться и на субсидии (по крайней мере в большинстве регионов). В соответствии с нынешним законодательством подобные субсидии — дело региональных и местных властей. А при сегодняшней ситуации в финансовой сфере изыскание дополнительных внеплановых средств на подобные траты в подавляющем большинстве муниципальных образований дело - крайне проблематичное.

Таким образом, в случае принятия подобного закона мой знакомый попадет в ситуацию, выражающуюся словами : куда ни кинь - везде клин. То есть он или будет вынужден изыскивать средства на реконструкцию системы для установки счетчиков — а это скорее всего будет коммерческий кредит под соответствующие проценты, либо же он будет платить дань в виде надбавки к тарифам за то, что не захотел влезать в кабалу к банкам, чтобы выполнить предписания мудрых законодателей.
Вот тут-то мог бы помочь энергосервис. Но пока в России данная услуга с трудом доступна даже для госучреждений и муниципальных организаций. Простому же обывателю получить энергосервисные услуги сейчас, пожалуй, ненамного легче, чем стать миллиардером, не имя доступа к административному ресурсу.

Следует учесть, что в подобную ситуацию, в первую очередь, попадут люди пенсионного возраста, именно благодаря консерватизму и терпению которых во многом сохраняется стабильность в обществе. В то же время, как отмечал в одном из своих выступлений генеральный директор Фонда ЖКХ К.Г.Цицин, именно они являются наиболее активной частью общества по отношению к состоянию и проблемам российской коммуналки. Тем самым невольно возникает мысль о том, что кто-то в очередной раз стремится раскачать ситуацию в стране, используя для этого одну из наиболее болезненных для большинства граждан России позицию — ЖКХ.

Кстати лично я считаю, что никакого злого умысла здесь нет. Просто в очередной раз сработала древняя бюрократическая привычка отдавать предпочтение тем решениям проблемы, выполнение которого потребует минимума усилий и работы со стороны «руководящих товарищей», которая стала достаточно распространенным явлением для многих государственных органов и организаций. Типичным примером этого являются, например новации Минкомтруда, рассмотренные в опубликованной в 10 номере журнала "Коммунальщик XXI века" статье заведующего отделом социально-трудовых отношений ЦК Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения Е.В.Агитаева, в которых просматривается тенденция оживить малый бизнес, в том числе в ЖКХ, не за счет разработки средств и способов государственной поддержки, а путем поощрения произвола и снижения уровня социальной защищенности наемных работников в данной сфере.
Что же касается населения, то в очередной раз действует принцип, проповедуемый смотрителем богоугодных заведений из гоголевского «Ревизора»: «Человек простой: помрет - так помрет, выживет - так выживет».

Только ведь существует и другая пословица: «Сколь веревочке не виться, а конец все равно будет». И дай Бог чтобы это был конец, а не Конец.

данная статья была опубликована в журнале "Коммунальщик XXI века" №10 2014 г.

Расскажите друзьям в соцсетях!
Комментарии к записи (4)
Оставить комментарий к записиОбязательно поделитесь вашим мнением.
Юлиус
14 ноября 2014 в 14:21
Уважаемый господин Старшинов! Судя по статье, Вы даже не подозреваете о существовании вот такого документа:
Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и Порядка ее заполнения"
Проверено: работает! Только господ "управдомов" порой приходится убеждать таковой акт составить, и не только словами.
журнал "Коммунальщик XXI века"
14 ноября 2014 в 15:19
Большое спасибо за напоминание об этом документе. Мы безусловно опубликуем его в одном из ближайших номеров поскольку в связи с упразднением Минрегиона достаточно велика вероятность того, что и многие из изданных им распоряжений могут оказаться просто забытыми. Если г-н Юлиус сообщит свое Ф.И.О и должность или место осуществления деятельности мы обязательно выразим ему благодарность на страницах нашего журнала.
В то же время существуют две особенности которые заставляют считать. что данное замечание не отрицает основного смысла статьи - что предложения в сфере ЖКХ нередко разрабатываются наспех и нередко кабинетными теоретиками, которые знакомы с реалиями ЖКХ только заочно .
Во-первых, ни одно из официальных лиц не упоминало о том. что повышение тарифа для конкретного потребителя будет производится после обязательного проведения обследования на предмет возможности установки счетчика. То есть, похоже. что собственник сам должен доказывать, что он не верблюд - вызывать комиссию (причем я далеко не уверен. что подобная услуга будет бесплатной) и опротестовывать ее решение, если оно вдруг окажется не в его пользу. (Напомню, что когда речь идет об изъятии дополнительных сумм из кармана собственника решение скорее будет принято в пользу повышения оплаты, чем "против". Об обращении в суд я не говорю - судьи скорее всего примут решение по результатам официальных экспертиз, так как специалистов именно в области ЖКХ среди судейских работников раз-два и обчелся ).
Во-вторых сами понятия "реконструкция", "капитальный ремонт" и прочие, упомянутые в приказе, применительно к внутриквартирным системам достаточно неопределенные и вопрос о том, является ли приварка двух вводов для установки счетчика или нет "реконструкцией" по сути дела оставлен на волю чиновников и УК. Другое дело, если бы в основу легли, например, стоимостные критерии в виде затрат на установку прибора. Условно: если бы реконструкцией системы при установке счетчиков считались работы стоимостью более 1000 руб для индивидуальных приборов учета и, скажем, 5000 для общедомового счетчика, то вопрос решался бы значительно проще. Да и у обслуживающих компаний стимула устанавливать запредельные цены за свои услуги было бы поменьше.
Хотя конечно о самом приказе безусловно помнить необходимо, поскольку он позволяет решить многие проблемы, особенно в случае, если дом подлежит капитальному ремонту или признан аварийным.
Юрий Калнин
20 ноября 2014 в 13:21
Здравствуйте, Игорь Петрович!
В своем тексте «Гладко было на бумаге…» 7 Ноября в 20:53 Вы пишете «…Не так давно устами Главного жилищного инспектора России заместителя министра строительства и ЖКХ А.Чибиса и ряда других официальных лиц и общественных деятелей была озвучена новая инициатива в области энергосбережения: для того, чтобы побудить собственников более активно ставить счетчики, установить дополнительную надбавку к тарифам…, причем данная надбавка должна увеличиваться со временем»

Однако эта ИНИЦИАТИВА УЖЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ВОПЛОЩЕНА В ЖИЗНЬ Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»:
«1. В «Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306:

«…в) в приложении к указанным Правилам:

… дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. [Вступает в силу с 1 января 2015 года] – прим. Ю.К.] При наличии технической возможности установки коллективных(общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:
с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
с 2017 года - 1,6.";

…2. В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов":

с) пункт 60 изложить в следующей редакции:
"60. По истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг…»


Вот такая «инициатива» неразумных деятелей из Правительства свершилась, которые, не следуя (не зная?) одному из постулатов – «в экономике очевидные и простые решения чаще всего оказываются гибельными для экономики» сначала втюхивают очередную дурость в нормативно-правовой акт – «хотели как лучше», а потом задумываются, почему «получилось как всегда».
журнал "Коммунальщик XXI века"
23 ноября 2014 в 13:52
Вы, очевидно, не совсем в курсе дела! Если указанные Вами документы касаются общедомовых приборов учета, от сейчас идет речь о «наказании» собственников у которых отсутсвуют ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ приборы учета. Об этом я и говорю в своей заметке. Эта инициатива релизована, например, в Красноярске, где, по сообщениям СМИ, принято постановление согласно которому с января отсутствие в квартире приборов учета будет вызывать прибавку к рассчетной нормативной плате. Так что, «несите ваши денежки (в компанию по установке приборов учета) - иначе быть беде...».
Онлайн-сервис для ТСЖ, ЖСК, УК ЖКХ!
Инфокрафт ЖКХ 365
- Расчет квартплаты и бухучет;
- Раскрытие информации;
- Интеграция с ГИС ЖКХ;
- Подготовка отчетности.
Узнать больше
×
Получай горячие новости ЖКХ по почте! Чтобы подписаться на еженедельную рассылку горячих новостей Реального ЖКХ - просто укажите ваш E-mail и нажмите “Подписаться”.
Форма автоматически закроется через 5 сек.

Спасибо, я уже подписался!

вниз
наверх